Продолжаем рассказ о слушаниях Генерального плана города Пенза, которые состоялись 7 октября 2019 года. Первую часть статьи можно прочитать по ссылке.
Самый активный район – ГПЗ
Наибольшей активностью на слушаниях отметился район ГПЗ. Жители пришли высказать свои предложение по проблемным вопросам Генплана в этом районе.
Были высказаны предложения перенести или совсем убрать заправку у домов №№ 18-22 по улице Антонова, убрать дорогу, рассекающую будущий парк «Семейный», поменять тип зоны для садика внутри квартала у домов №№ 22-30 по улице Антонова.
По вопросу прокладки дороги между ЖК «Сурская Ривьера» и пляжем у Старой Суры главный архитектор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор»» Анастасия Немчинова пояснила, что лично выезжала на место и, по её словам, есть возможность проложить дорогу местного значения, не затронув пляж и ЖК «Сурская Ривьера».
Вносились предложения строительства ещё одной школы в районе, т.к. район молодой, много маленьких детей и даже строительство школы и корпуса проблем не решит.
«Уже сейчас 77 и 70 школа первоклашек набрали больше 10 классов. По 35 человек в классе. То, что вы сделаете процентов на 20 заместится тем, что есть, а район расширяется» - сказал местный житель.
В пользу строительства ещё одной школы высказался и координатор Левого Фронта по Пензенской области, депутат Пензенской городской Думы Виктор Хомец.
Так же высказывались предложения понизить этажность запланированной на севере ГПЗ застройки. Жители дома № 22 по улице Антонова подняли вопрос парковок при строительстве дороги вдоль их домов.
Все замечания и предложения жителей были занесены в протокол. Региональное отделение Левого Фронта безусловно приветствует активную гражданскую позицию жителей ГПЗ. Только так можно добиться лучшего будущего для своего города, района, дома.
Дорога через Центральный рынок
Вопрос депутата Виктора Хомца о проезде через Центральный рынок, заданный на сессии городской Думы, вызвал бурные обсуждения. Категорически против проезда выступили представители от коммерсантов, арендующих торговые площади на рынке. Они заявили, что такое решение приведёт к сокращению сотни рабочих мест. Несколько жителей Пензы по отдельности высказались за создание сквозного проезда. Всякий раз такие высказывания вызывали недовольные реплики со стороны предпринимателей.
В предыдущей статье по слушаниям Генплана мы писали, что большой проблемой является отсутствие расчёта транспортных потоков. Такой расчёт частично снял бы напряжённость в обществе – любое принимаемое решение было бы обосновано математически, а не волей Главы администрации.
Существует и ещё один вариант решения проблемы проезда через Центральный рынок – местный референдум, на котором жители города сами смогут высказаться по данному вопросу. Референдум можно было бы провести одновременно с выборами губернатора, которые состоятся осенью 2020 года.
Борьба за экологию
Не нужно социальных опросов, достаточно просто прийти на слушания Генплана, чтобы понять, чего хотят пензенцы. Пензенцы хотят жить в зелёном, экологически чистом городе. Это красной линией прошло через все слушания.
Жители ГПЗ выступали за единый большой парк «Семейный», по вопросу рекреационной зоны на берегу Старой Суры. Несколько раз выступающие интересовались судьбой водных объектов и водоохранных зон. Жители Севера просили выделить им хотя бы маленький участок под сквер. Предлагалось перенести полигон для вывоза снега с берега ручья Безымянный за город, задавались вопросы про городские леса.
Несколько раз выступали жители микрорайона Дегтярный Затон. Дело в том, что в районе этой улицы были выделены участки строительному холдингу «Термодом» как компенсация за достройку домов обманутых дольщиков. Но по словам местных жителей на части участков, отданных под застройку, произрастает ценный вид лиственницы. И рубка этого дерева нанесёт вред экологии района. Жители даже собирают деньги (нужно 1,5 миллиона), чтобы поставить деревья на учёт. Анастасия Немчинова ответила, что как разработчик Генплана она сделала, что могла, а дальнейшие вопросы – к Администрации. Своё выступление председатель уличного комитета Дегтярного Затона закончил словами: «Нельзя одним улучшать жизненные условия, а другим ухудшать. Мы – за правду». В зале раздались аплодисменты.
Несколько раз задавались вопросы о ливневой канализации – это беда многих районов, которые «тонут» весной, осенью и летом после дождя. Декан факультета управления территориями ПГУАС Олег Тараканов поинтересовался запланирована ли реконструкция очистных сооружений. Анастасия Немчинова ответила, что мероприятия по реконструкции очистных сооружений и инженерной инфраструктуры вообще закладываются, но что точно входит в перечень модернизации ей неизвестно.
Депутат Пензенской городской Думы от ЛДПР Павел Куликов предложил создать сквер в районе бывшего кирпичного завода, где планируется застройка. На что выступил представитель собственника участка и отказался что-либо делать на своей территории. Анастасия Немчинова же сказала, что озеленение в таком случае определяется не Генпланом, а проектом планировки на конкретную территорию и существует норма на процент озеленения.
Отдельно несколько раз высказывались предложения по снижению этажности той или иной зоны. Мотивировались они в основном тем, что нагрузка на район повышается, а существующая инфраструктура не справится. Говоря о зоне застройки в районе Измайлова-Стрельбищенская-Ново-Казанская выступающий молодой человек указал на европейский опыт в этом плане: «Во всём мире никто не строит девятиэтажки и выше, семнадцатиэтажки - это ужас вообще, а строят как правило 5-8 этажей, 4 – вот это замечательно». Кроме того, он попросил оставить сквер в этом районе.
Нина Кутырева ответила, что следующим этапом разработки проектной документации станет более детальная проработка данной территории, в которой могут появиться зеленые зоны. А Анастасия Немчинова добавила, что существуют местные нормативы проектирования, где прописана квартальная норма по озеленению и, что данный проект уже есть и опубликован. Впрочем, Анастасия Немчинова пообещала учесть уже существующую территорию с деревьями в данном районе.
Фраза, что на той или иной территории процент озеленения регулируется местными нормами и конкретное озеленение устанавливается при последующем проектировании повторялась разработчиками несколько раз. Но тут есть нюансы и свои особенности. Газоны тоже входят в процент озеленения, поэтому деревья легко могут быть выпилены. Строительство с сохранением деревьев – это экономически невыгодно, поэтому там, где даже проектом предусмотрены зелёные насаждения, деревья всё равно выпиливаются и на их месте сажаются новые, которые вырастут только через 20 лет, если приживутся (что не так просто на почве после стройки). Кроме того, дома зачастую сдаются совсем без деревьев. Отсюда и беспокойство жителей о закрашивании больших участков территорий под многоквартирные дома. Рядовому человеку отследить все последующие проекты трудно – он банально может не узнать об очередной стадии обсуждения или не иметь возможности прийти, а окрас зоны в зелёный цвет запрещает строительство на ней. Поэтому старались сделать зоны зелеными здесь и сейчас.
Ситуация, когда за каждый зелёный клочок приходится бороться ненормальна и это безусловно не вина проектировщика Генплана, но мы живём в реальном агрессивном мире и вырубка зелёных насаждений повсеместна в России, поэтому Генплан, как и любой хороший план должен учитывать поправку на действительность.
Застройщики, застройщики, застройщики
В разговоре всё с тем же молодым человеком от Анастасии Немчиновой прозвучала фраза, что сложно привлечь застройщика, который будет сносить трёхэтажные дома и строить заново трёхэтажные. Здесь нам хотелось бы подискутировать. Во-первых, дома должен расселять город. Новые квартиры выдаёт город, и территорию расчищает город. И городу на это выделяются федеральные средства. Застройщик же покупает уже освобождённую территорию. Так должно быть. Почему в Пензе по-другому – непонятно.
Фирм, строящих коттеджи на продажу в Пензе достаточно. И они вполне могли бы справиться с застройкой того же Заводского – строить трёхэтажные блокированные дома. Да, с кучей организаций сложнее взаимодействовать, чем с одной. Но самое главное такой подход рождает конкуренцию. А конкуренция – это снижение цены. Куче мелких фирм намного сложнее сговориться о ценах, а вот крупным корпорациям – всегда пожалуйста. В итоге с одной стороны жильё становится доступнее, с другой – нагрузка на район не увеличивается, нет необходимости, например, расширять дороги – экономятся государственные деньги.
Есть и ещё один способ выхода из ситуации «не можем найти застройщика». Назовём его умеренно-социалистический. Периодически возникает ситуация, когда застройщик – это некое физическое лицо. Оно создаёт ООО, нанимает подрядчиков и начинает строить. То есть в городе уже имеется значительное число подрядных организаций, готовых строить. Надо только их организовать и инвестировать. Ничего не мешает создать городское предприятие по строительству и работать как такой же крупный застройщик, постепенно создавая свой штат сотрудников. Такое предприятие будет подконтрольно администрации города и городской Думе, соответственно строить то, что надо и как надо. Зарплаты в нём будут белыми, а зарплаты на стройке одни из самых высоких в России, соответственно отчисления налогов пойдут в местный бюджет. Кроме того, остальные игроки на рынке будут более сговорчивыми. Да, у такого подхода есть нюансы. Прибыль унитарных предприятий всегда ниже, но прибыль в данном случае вторична. Основная цель – обеспечить население доступным и качественным жильём, и она вполне может решиться таким способом. Ещё один минус – то, что унитарные предприятия намеренно банкротят, продавая потом их остатки частникам. Тут один ответ – выбирать правильного руководителя и строго следить за его работой.
Мы не утверждаем, что предложенные нами подходы 100% верные, мы лишь хотим показать, что у любой проблемы есть пути решения. Надо только стремиться их найти. Если же угождать крупным корпорациям, то будет – девять и больше этажей вместо трёх.
Так же прозвучала интересная фраза «то, что указано девять этажей и выше – это не означает, что там будут стоять семнадцатиэтажные дома». К сожалению, означает. Тренд на застройку в Пензе – это семнадцатиэтажки. Их строят в «Фаворите», в ЖК «Маяковский», «Вертикаль», «Олимп», «Прилесный» (12-18 этажей), «Дуэт» (14-18), «Аристократ», «Гулливер» и т.д. А ведь несколько лет назад семнадцатиэтажка казалась небоскрёбом. Даже четырнадцатиэтажки – это многовато. Все просто: чем выше дома – тем больше прибыль. Не будем мазать всех застройщиков одной краской, но в целом картина такова.
В обществе есть запрос на качественные перемены в жизни. Не только в зарплатах, но и в условиях жизни. Никому не нравится покупать квартиры по 50 тыс. за квадрат без инфраструктуры, жить в муравейниках, в каменных джунглях без зелени, без парковок, ходить по подтопленным тротуарам и т.д. Эти интересы неизбежно идут вразрез с интересами корпораций, для которых главное – сохранить норму прибыли. Если власть будет действовать в русле народных чаяний, то люди эту власть поддержат и выстраивать отношения с корпорациями будет намного проще.
Представитель застройщика обратился к разработчикам Генплана с просьбой исключить спортивный объект из Генплана на застраиваемую ими территорию. При этом Анастасия Немчинова даже дала подсказку, что можно построить ТЦ, в котором город потом выкупит помещения для спортивных секций, но и такой подход не устроил представителя застройщика. По его словам, на данную территорию уже сделан проект планировки и там уже идёт строительство. Анастасия Немчинова предположила, что в проекте планировки содержится ошибка. Руководитель фракции КПРФ в Пензенской городской Думе Александр Смирнов в своём выступлении высказался против такого похода. Изменения проекта во время строительства – периодически возникающая ситуация и нам кажется и в данном случае специалистам вполне по силам справиться.
А вот депутат гордумы от «Единой России» по округу № 23 Алексей Чикиримов предложил исключить с двух участков объекты физической культуры и массового спорта в том числе ФОК. Причины не были озвучены. ЛефтПенза внимательно следит за ситуацией.
Что дальше?
По результатам публичных слушаний в Генплан будут внесены изменения. Затем результат будет направлен в Администрацию Пензы и на утверждение городской Думы. Жители Пензы узнают о результатах внесения изменений только после принятия в гордуме.
После утверждения Генплана будут корректироваться правила землепользования и застройки (ПЗЗ), разрабатываться проекты планировки территории (ППТ). Именно на ППТ как на документы, где более детально прорабатываются все вопросы, ссылались Анастасия Немчинова и Нина Кутырева. ПЗЗ и ППТ так же проходят публичные слушания и утверждаются.
Кроме того, сейчас разрабатывается очень важный документ – местные нормативы градостроительного проектирования. Именно эти нормативы определяют сколько парковочных мест полагается рядом с домом, процент озеленения и застройки участка и т.д.
В целом хотелось бы призвать пензенцев брать пример с жителей Дегтярного Затона и микрорайона ГПЗ, активнее участвовать в публичных слушаниях. Если вы специалист в архитектуре, то пользуйтесь своими умениями и выявляйте недостатки в законодательных актах. Если не специалист – то просто смотрите на логичность расположения объектов на карте. Ведь никто лучше вас не знает свой город, район, улицу. ЛефтПенза продолжит следить за событиями и информировать жителей города о подобных мероприятиях.
Левый Фронт – Пенза
Нам нужна поддержка наших читателей.
Спасибо, что прочитали этот текст до конца. Портал ЛефтПенза создан активистами Левого Фронта в 2010 году, сейчас сайт читают 65 тысяч человек в месяц. Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь ЛефтПензе можно, перечислив пожертвование на карту «Сбербанка» 5469 4800 1199 1251.
Чтобы не пропустить интересные публикации, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях vk.com, facebook.com, ok.ru, instagram, telegram, twitter, youtube.
|