Не так давно Пензенское УФАС возбудило дело о коррупционном сговоре между Департаментом ЖКХ Пензы и ООО «Интертехника». Не вдаваясь в детали, скажем, что некое ООО «Интертехника» получило контрактов на 4 миллиона без проведения тендера. «Интертехника» выполняла работы, входящие в состав проекта ремонта дорог.
В связи с этим событием хотелось бы осветить такую тему как выполнение проектных работ в строительстве по госконтракту. Перед проведением любых строительных работ выполняются работы по проектированию. Не важно, что строит государство – площадь, здание, дорогу, пристрой к больнице или песочницу на детской площадке – на всё делается проект. В нем, в том числе считают сметную стоимость строительства.
Иллюстрацией важности проектной документации может служить проблема бессоновских очистных сооружений. Суть её заключалась в том, что Бессоновка не может оплатить проектно-сметную документацию, которая подаётся на участие в федеральной программе по строительству очистных сооружений.
Даже в Пензенской области ежегодно тратятся десятки миллионов на выполнение проектных работ. Опишем примерное распределение средств по госконтракту на 4 миллиона рублей. Около 1 миллиона из этой суммы пойдёт на зарплату непосредственных исполнителей и проведение дополнительных работ, например инженерных изысканий. Остальные 3 миллиона делят владелец фирмы, выигравшей контракт, и чиновник. Пропорции, в которых будут поделены деньги, могут быть разными, коррупционная схема может отсутствовать вовсе, но сути это не меняет – непосредственное выполнение работ стоит только четверть от общей суммы контракта. Приведённые цифры могут колебаться в зависимости от конкретных работ – их сложности, необходимости проходить государственную экспертизу и т.д., но даже если половина денег, выделяемых на работу, расходуются не на саму работу, это ужасная ситуация.
Ситуация с проектными работами в Пензе сейчас такова, что есть множество мелких фирм, играющих на господрядах. Как правило, сотрудники этих фирм работают нелегально или на минималке. Кроме того, распространена практика найма сотрудника на отдельную работу. Проще говоря, калым. Зачастую один инженер/архитектор может работать на 2-3 фирмы. При этом платят ему, как попало – в лучшем случае он получает предоплату, а полную стоимость работ только после сдачи проекта заказчику. Работы выполняются в спешке, архитектор/инженер перенагружен, недосыпает, работает по выходным. «Зашиваясь» на работе сотрудник не зарабатывает больше среднего по городу, потому что стоимость работ маленькая, приемка, как правило, договорная (работы выполняются для государства и в них заинтересовано государство, а значит, их рано или поздно примут), работодатель всегда стремится нанять человека дешевле, пусть и с меньшей компетенцией. Периодическое «кидалово» на такой работе тоже в порядке вещей. Из-за отсутствия постоянного коллектива разработки (по сути, под отдельный проект создаётся новая команда) документация оформляется вразнобой, работа плохо согласуется, что ведёт к дополнительной путанице.
В итоге падает качество работ, происходят ошибки, подобно случаю в Сердобске, о котором мы ранее писали. А ведь ошибки в проектировании больницы, дороги, общественного здания могут стоить жизни людей.
В 2013 году был принят Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который был призван решить проблему откатов, но по факту всё осталось по прежнему. Создаются тендеры под своих (заранее прописываются такие условия, которые может выполнить только конкретная фирма) или как в случае с «Интертехникой» в законе находится лазейка, чтобы тендер не проводить. Если до 2013 с государством работали более-менее крупные фирмы, то сейчас расплодилось множество мелких фирм, которые живут за счёт снижения стоимости контрактов. Кроме того, мелкую фирму проще организовать аффилированному с чиновником лицу. Т.е. данный закон не решил проблему, а возможно и усугубил её.
У Левого Фронта есть решение тяжёлой ситуации с проектными работами по госзаказу. Это создание муниципального предприятия по разработке такой документации и включения в него основной массы архитекторов/инженеров. По нашим оценкам в Пензе трудится около 400 человек в этой сфере. При этом часть работает над коммерческими проектами. Фирма из 200 сотрудников не является таким уж крупным предприятием. Кроме того, можно набирать сотрудников постепенно. Конечно, нужно вносить изменения в законодательство – муниципальное предприятие должно иметь приоритет в получении госконтракта. При таком подходе область, да и государство в целом, получает ряд плюсов:
1. Снижается стоимость работ, т.к. теряется смысл платить откат за получение контракта.
2. Зарплата директора должна регулироваться областью и составлять незначительную часть от стоимости работ по контрактам. Таким образом, происходит справедливое распределение прибыли.
3. Так как мы говорим об условном МУПе, то сотрудники получают «белую» ЗП, которая стала выше за счёт п.2. Следовательно растёт благосостояние населения, население покупает больше товаров, а значит растёт малый бизнес, улучшается ситуация в строительстве и далее по списку.
4. Снижается нагрузка на специалиста, т.к. он выполняет более типовую работу и т.к. его работа регламентируется Трудовым кодексом.
5. За счёт работы в устоявшемся коллективе и снижения нагрузки повышается качество документации.
6. Т.к. сотрудники получают «белую» зарплату, то повышается средняя зарплата в регионе, следовательно, выигрывает и областной бюджет.
7. Деньги получают люди, проживающие в области, соответственно большая их часть тратится здесь же и возвращается государству в виде налогов.
Предвидя возражение, что работа крупной фирмы стоит дороже, ответим – тендеры сейчас и так имеют цену, рассчитанную на крупную фирму. И никто не заинтересован эту цену уменьшать. Возьмём пример с той же «Интертехникой». Они выполняли работы «Проведение технического обследования проезжей части дороги и тротуара…» на множестве улиц Пензы. Сразу оговоримся, что цены, приведённые ниже, лишь предположение, приводимое для иллюстрации. Если судить по названию, суть данной работы заключается в следующем – пройтись по улице, взять пробы толщины асфальта, замерить ямы, оценить состояние асфальта, бордюров и т.д., описать результаты в документации. Работы специалисту в нормальном режиме на 2 дня, если он будет работать не торопясь, то на 5 дней. Работа будет стоить 20 тысяч рублей при условии зарплаты специалисту 80 тысяч рублей. В контракте же прописано 83-85 тысяч рублей.
Но есть одно НО, которое не позволит воплотить наш проект – ЭТА власть. При ЭТОЙ власти в подобную фирму директором будет обязательно посажен «свой» человек, а доходы будут делиться среди высшего руководства, как и происходит во всех госкорпорациях. ЭТА власть банкротит МУПы и распродаёт их имущество за бесценок, как это произошло с тем же муниципальным предприятием «Пассажирские перевозки г. Пензы». ЭТА власть не будет воплощать никаких наших предложений – они и так хорошо живут в сложившейся системе (в отличие от архитекторов и инженеров). Поэтому Левый Фронт и выступает за смену власти (мирным путём).
Мы призываем архитекторов и инженеров включаться в борьбу, никто этого не сделает за вас. Создавайте профсоюзы, поднимайте цены на свои работы. Мы готовы помочь в организации. Выдвигайте своих политических лидеров, чтобы они отстаивали ваши интересы. Участвуйте в наших митингах, ведь власть боится только одного – массы людей. Иначе ваша профессия погибнет, по крайней мере, в Пензе, ваше дело – строительство – будет чахнуть, а вы будете все беднее.
Артём Ивов
|