4 апреля, несмотря на пасмурную и промозглую погоду, в Малой Сердобе было жарко. В местном доме культуры разгорелись нешуточные страсти. Жители села собрались на встречу с Романом Скитовичем – заместителем директора компании «Вторма+», которая является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальным отходами (ТКО).
Малосердобинский район относится к южной зоне. В неё входят ещё шесть районов – Бековский, Белинский, Каменский, Колышлейский, Малосердобинский, Сердобский и Тамалинский. ООО «Вторма+», которое выбрано оператором в этой зоне, по данным ОНФ вошло в список из 20 региональных операторов по всей стране, деятельность которых вызывает сомнения. Президент России Владимир Путин назвал такие компании «мутными», так как из-за них вся реформа может быть дискредитирована.
О встрече с заместителем директора «Втормы+» знали немногие. По словам редактора районной газеты, дать объявление они не успели. Но, тем не менее, в зале ДК по нашим оценкам собралось от 150 до 200 человек. А само собрание длилось более двух часов.
Перед началом мероприятия, активисты Левого Фронта «разогрели» жителей, вручая им на входе оппозиционную газету «Любимый город». А правозащитница Наталья Подзорова ещё и провела одиночный пикет с плакатом «Нет – мусорной реформе!». Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Прежде чем передать слово представителю регионального оператора по обращению с ТКО, заместитель главы местной администрации призвал всех к конструктивному диалогу и сдерживанию эмоций.
Заместитель директора ООО «Вторма+» Роман Скитович начал свой рассказ с ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. И первый из них касался договора между гражданами и организацией, которая занимается вывозом мусора. Если раньше такие договоры заключались, то сейчас их нет, и потребителям просто выставляют квитанции за вывоз ТКО.
«В соответствии с федеральным законом эта услуга с 1 января 2019 года стала коммунальной. То есть договор между региональным оператором и потребителем услуги стал публичным. Частный договор не требуется. Он является публичной офертой», - заявил Роман Скитович.
«Афёрой!», - выкрикнули из зала сразу несколько человек.
«Как угодно, кому, какие больше нравятся слова. Не возражаю. Это называется публичный договор с гражданско-правовой точки зрения», - продолжил представитель компании. Он разъяснил, что существует типовой договор, который был размещён в газете «Пензенские губернские ведомости» и на сайте регоператора. Однако граждане могут заключить и персональный частный договор с региональным оператором, но от этого ничего не изменится. Договор будет точно таким же, и тариф не поменяется.
Он также пояснил, что раз услуга является коммунальной, то она обязательна для всех. Собственно поэтому договор является публичным, а не частным. Отказаться от получения услуги по закону якобы нельзя. По словам директора «Втормы+», договор считается заключённым после того, как услуга была оказана и выставлены квитанции, даже если человек не платил.
«Если в вашей деревне по определённому маршруту едет мусоровоз или трактор, не важно, везде по разному у нас на зоне, то это значит, что услуга оказывается. То есть несутся расходы по её осуществлению. В одной небольшой деревне в соседнем районе жители решили, что они этой услугой пользоваться не будут. Трактор приезжает регулярно, по графику, по маршруту как надо, никто не кидает пакетики. Замечательно! Но трактор едет, значит, услуга оказывается. Предложение кинуть в тележку мешочек есть, средства потрачены на эту услугу, а значит, она оказывается. Не кидаешь пакетик? Пожалуйста! Закопай в огороде. Но когда придёт квитанция, придётся заплатить!», - заявил представитель регоператора.
Эти слова вызвали шквал возмущения в зале. На несколько минут заместитель директора «Втормы» был вынужден замолчать. Гул в зале стих только после того, как чиновник администрации несколько раз призвал всех к спокойствию. Роман Скитович продолжал, заявив, что мусорная реформа является «сырой», а ряд нормативных документов готовили в спешке уже после запуска реформы, а что-то ещё до сих пор не готово.
Из-за спешки, в которой принималась мусорная реформа, в работе региональных операторов много недостатков, признался он. Одна из них касается квитанций за вывоз ТКО. ООО «Вторма+» столкнулась с тем, что базы данных пришлось собирать по разным каналам. В итоге получилось так, что квитанции получили только 2/3 жителей южной зоны. Всего в южной зоне проживает около 190 тысяч человек. Однако, тем кто до сих пор не получал квитанции, радоваться не стоит. Заплатить, как уже сказал Скитович, придётся всем. Просто кому-то придётся платить сразу за несколько месяцев. При этом до июля 2019 года пени за просрочку платежей начисляться не будут.
Жителей волновал вопрос и о том, каким образом их персональные данные оказались в частной компании? Роман Скитович пояснил, что они зарегистрировались в Роскомнадзоре и имеют право на сбор и обработку персональных данных. А вот говорить о том, откуда именно они их взяли не стал.
«Мы предприняли массу усилий и получили эти персональные данные из различных источников», - лишь заявил зам. директора компании. Он согласился с тем, что в базе много ошибок. Часто в квитанциях указаны другие собственники или неправильные адреса. Нередки случаи, когда плату за вывоз мусора пытаются собрать с уже умерших людей. Это особо волновало жителей Малой Сердобы, которые в ходе собрания, не раз возвращались к этой теме. Одна женщина даже рассказала, что ей вписали в квитанцию погибшего 30 лет назад сына.
Для того чтобы внести коррективы в базу, гражданам, которым пришли ошибочные квитанции самим надо обращаться в перерасчётный центр и представить необходимые документы. Если этого не сделать, то ошибочные квитанции так и будут приходить.
«Миграционная служба сначала вообще отказалась нам давать эти данные. После того, как мы обратились в прокуратуру, и прокуратура им сказала, что они не правы и обязаны нам дать, то выяснилось, что УФМС не имеет технической возможности дать эти данные. Потому что они у них на карточках на бумажных. Не в электронном виде, а по списку, по алфавиту вся область на карточках. Иди – выбирай. Невозможно такой массив информации обработать за 2-3 месяца», - отметил Роман Скитович.
Многие сельчане возмутились тем, что им приходится оплачивать услугу за родственников, которые прописаны в Малой Сердобе, но живут в Пензе или в других городах. При этом нередки случаи, когда за одного человека приходится платить дважды – и по месту его регистрации и по месту жительства (В районах области тариф на мусор установлен с человека, а не с квадратных метров, как в Пензе).
По словам представителя «Втормы», человек должен платить за вывоз ТКО либо по месту прописки, либо по месту жительства.
«Если человек отсутствует по месту прописки – служит в армии, сидит в тюрьме, то тогда нужно принести справку из соответствующего министерства, что это министерство его кормит и платит за его мусор. Если человек проживает в другом месте и имеет временную прописку, значит, он должен предоставить сведения о временной прописке. Тогда мы его здесь в базе уберём и сообщим тому регоператору, чтобы там с него брали», - рассказал он.
Возмущение в зале вызвали слова о том, что справка из сельсовета о количестве проживающих не является надлежащим документом.
«Это я говорю не от себя лично. Так мне сказал на последнем совещании заместитель председателя правительства. Справка из сельсовета не является легитимным документом», - заявил Роман Скитович.
Обстановка в зале накалялась. Люди задавали вопросы и не всегда получали ответы по существу. Многие озвучивали те или иные проблемы, связанные с реализацией мусорной реформы. Правозащитница Наталья Подзорова, которая взяла слово, заявила, что, так как граждане являются собственниками бытовых отходов, то у них должно быть право на распоряжение этими отходами, и никто не может в принудительном порядке заставить их оплачивать навязанную им услугу.
«Каждый гражданин – собственник своих бытовых отходов. Я могу заключить договор, если пожелаю, а могу не заключать. Это моё гражданское право. Вчера один житель Пензы упаковал мусор в пакетик и подарил губернатору. А это всё, о чём вы говорите – это мошенничество, это поборы, это закрепощение населения России!», - заявила Наталья Подзорова.
Её слова зал встретил бурными аплодисментами. Кто-то даже несколько раз крикнул «Браво!». Однако, зам. директора «Втормы» эмоции зала не разделил.
«Правозащитнице отвечу. Она абсолютно права. Права в том, что мы являемся собственниками отходов. Тот мешочек, который мы достаём из мусорного ведра – он наш с вами. Можно его закопать, съесть, подарить губернатору. Но дело в том, что существует закон, который регулирует обращение с этими отходами. И мы, как граждане Российской Федерации обязаны этот закон исполнять. То есть обращаться со своей собственностью так, как закон этого требует», - пояснил он.
Он возразил на слова некоторых жителей, что у них нет мусора. Кто-то говорил о том, что сжигает отходы в бане, использует их как компост или корм для скотины и т.д.
«У меня нет мусора» - это неверная позиция, так как у гражданина не может не быть мусора», - заявил заместитель директора «Втормы».
Много жалоб поступило от жителей и на саму организацию условий для сбора мусора. В большинстве населённых пунктов района мусорных контейнеров нет. Люди выставляют пакеты с мусором на дорогу, где собаки растаскивают их быстрее, чем приедет трактор и всё заберёт. В ответ на этом заместитель директора «Втормы» пояснил, что его компания самостоятельно собирает мусор только в Сердобском районе. А в других шести районах южной зоны работают подрядчики и все вопросы надо задавать им.
«У нас везде подрядчики. Они на своё усмотрение организацию этого сбора и транспортирования стараются организовать. Дело в том, что до реформы в Пензенской области, мусор вывозился только из райцентров и трёх-четырёх сёл в округе. В остальных населённых пунктах от мусора избавлялись, кто, как мог. Везли в близлежащие канавы за 20 рублей в месяц, а то и бесплатно. Изначально, какая задача была? Не сделать так, чтобы стало хуже. Я понимаю ваше негодование. Вы стали платить больше денег, а ничего особо не изменилось. Дело в том, что процесс за 3 месяца ещё не совсем отработался. Это мы ещё только первый сезон с вами пережили. Дальше, каждый сезон будут свои сложности. Вот сейчас распутица во многих сёлах и жители нам говорят – не ездите Христа ради по нашим сёлам, у нас и так дороги нет. Мы предлагаем или на соседнюю улицу мусор носить или его подкопить. Распутица закончится, и мы всё это увезём», - рассказал Роман Скитович.
Одна из жительниц Малой Сердобы поинтересовалась, что именно входит в обязанности регионального оператора по обращению с ТКО и получила ответ, что сбор, транспортирование, переработка, утилизация и захоронение твёрдых коммунальных отходов.
«В газете опубликован перечень работ, которые «Вторма» берётся выполнять. Будет площадка, будет модернизация полигона, будет установка оборудования и т.д. То есть всё это будет, будет, будет! А квитанции у нас с января. Ни одной машины мусора не переработано, а мы – плати? Ещё и пени через полгода пойдут. А вам, штраф будет за то, что вы не выполняете свои обязательства по переработке? Вы мусор вывозите на нашу свалку, а дальше куда? Он там так и лежит!», - возмутилась женщина.
Представитель регоператора пояснил, что малосердобинская свалка является временной площадкой для накопления мусора до 11 месяцев. Позднее он признался, что она вообще числится в списке несанкционированных свалок и таких в южной зоне всего 88 штук. По его словам, мусор на эту свалку планируют возить до лета. А потом якобы будет решаться вопрос о расширении мусорного полигона в Сердобске и строительстве рядом с ним завода по сортировке мусора.
От свалки вернулись к теме тарифа. Если раньше жители Малой Сердобы платили 50 рублей за вывоз мусора, а жители Каменки, например 34 рубля, то сейчас во всех районах южной зоны тариф составляет почти 100 рублей. При этом деньги собирают теперь со всех деревень, даже с тех, кто за мусор вообще никогда ничего не платил.
Роман Скитович попытался объяснить, что включает в себя новый тариф. Якобы переработка мусора в нём пока не заложена. А заложены в него – НДС, сбор и транспортировка, размещение отходов на полигоне, налог на негативное воздействие на окружающую среду, содержание регоператора и доставка квитанций. При этом по его словам, ООО «Вторма+» вообще якобы экономит деньги для жителей южной зоны.
«Тариф на нашей зоне, в Малой Сердобе, установленный органом тарифным – 116 рублей 28 копеек. Не 98 рублей 40 копеек, а 116 рублей 28 копеек. Он должен был быть вообще под 119 рублей, но нам урезали. В тариф входит 20 процентов НДС. Реформа началась, мы с вами её оплачиваем. Заплатив по 100 рублей в месяц, мы инвестируем в реформу. А нам ещё предложили НДС с наших инвестиций платить. Вот это, блин, перебор реальный», - возмутился он.
По его словам в Госдуму внесён законопроект о том, чтобы отменить НДС, но пока такое решение не принято. Тем не менее, регоператор сам исключил НДС из тарифа по просьбе региональных властей в надежде, что такой закон всё же будет принят.
Ещё один момент, на котором заострил внимание Роман Скитович, касался стоимости доставки квитанции. Якобы «ТНС энерго» предлагало доставлять квитанции по 16 рублей 60 копеек, а «Вторма+» заключила договор с «Почтой России», которая доставляет квитанции по 7 рублей.
«Мы вам сэкономили немножко – десяточку, между прочим», - заявил зам. директора компании. Хотя на самом деле, сэкономили они не жителям, а сами себе. Так как выше установленного тарифа в 116 рублей, не прыгнешь.
«Вы сейчас говорите, что мы плохие, что мы воры. Нет, мы наоборот стараемся вам сэкономить», - пытался доказать заместитель директора «Втормы», но участники встречи не особо оценили «альтруизм» регионального оператора. Примерно через час после начала собрания несколько десятков человек покинули зал. А к концу встречи в ДК и вовсе осталось едва ли три десятка человек.
Несмотря на заметно поредевший зал, Роман Скитович продолжал рассказывать и о других проблемах, с которыми столкнулся регоператор. Так, например, в марте за вывоз мусора заплатили меньше половины населения Малосердобинского района. Кроме того, выяснилось, что оператор, который занимается вывозом мусора непосредственно на территории Малосердобинского района, вообще пока не имеет лицензии на осуществление этой деятельности и лишь только оформляет её.
Один из участников встречи посетовал на то, что предпринимателям выставляют «космические» суммы на вывоз ТКО. Он пояснил, что занимается продажей бытовой техники и мусора у него почти не остаётся. На что зам. директора «Втормы» поинтересовался, есть ли обслуживающий персонал у предпринимателя, пьёт ли он на работе чай и куда выбрасывает чайные пакетики и обращался ли он к регоператору за заключением договора. Получив отрицательные ответы на вопросы, Роман Скитович обвинил предпринимателя в нарушении закона. Однако тот не стушевался.
«Да, нарушаю. Потому что вы сами его нарушаете. Лицензии нет, а мусор собираете, и деньги за него берёте!», - парировал предприниматель.
Ближе к концу собрания, было видно, что нервы уже у всех на пределе, в том числе и у зам. директора «Втормы», который уже не скрывал своего раздражения.
«Давайте определимся – мы реформу будем делать или нет? Если будем, тогда уж, так как есть начнём. Если не будем – ну тогда давайте бастовать, ещё там что-то. Всё равно ничего не изменим, потому что президент сказал: реформа будет, платить будут все. Я думаю, что вы все знаете, кто наш президент? И что, наверно, если он сказал, что платить будут все, значит, все будут платить», - заявил он.
Наверно, сам того не подозревая, Роман Скитович объяснил людям, кого им следует «благодарить» за мусорную реформу.
«Такой закон. Не я придумал. Я понимаю ваше возмущение. Я приехал к вам, пытаюсь разъяснить. Но в итоге вы на меня вешаете все недостатки этой реформы, которые не я придумывал и законов этих не писал. Я вас прекрасно понимаю, ваше негодование. Но в то же время я хочу сказать, что раз уже эта реформа пошла, запустилась, то хотим мы этого или не хотим, она уже началась. И я уверен, что при нашем президенте она пройдёт. Потому, что он человек настойчивый», - сказал заместитель директора «Втормы».
Выходя из дома культуры, жители Малой Сердобы, ещё долго обсуждали итоги встречи и вспоминали «добрым словом» и депутатов Государственной Думы от «Единой России», которые эту реформу приняли и настойчивого президента Путина, который сказал, что реформа будет и что платить будут все.
Левый Фронт – Пенза
|