У покойного губернатора Пензенской области Василия Бочкарёва в кабинете висел портрет Петра Первого, которому приписывают знаменитую фразу: «Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была». Вспомнили мы это в связи с тем, что 5 июня в редакции «Пенза-Пресс» прошёл онлайн-брифинг с врио министра здравоохранения Пензенской области Оксаной Чижовой. И судя по всему говорила она на нём по ненаписанному.
Большая часть того, что наговорила Оксана Чижова – это несусветная чушь и очковтирательство. Любой медицинский работник мало-мальски знакомый с ситуацией в пух и прах разнёс бы всю её ахинею. Мы же для начала решили разобрать лишь малую часть, касающуюся онкологии. На наш взгляд, это самый эпик-фейл.
Вторые в России
По мнению врио министра, причины высокой заболеваемости онкологией в Пензенской области заключаются в «достаточно высокой доле пожилого населения». Хотя, например, у председателя регионального правительства Николая Симонова и главного врача областного онкологического диспансера Валерия Савельева, насколько мы помним, на этот счёт иное мнение. В январе этого года, выступая в Совете Федерации, они уверяли, что увеличение онкологических заболеваний в Пензенской области связано с работой завода по уничтожению химического оружия в Леонидовке и с тем, что наш регион попал в чернобыльскую зону.
Оксана Чижова эту точку зрения не разделяет.
«Новообразования – это болезнь пожилых людей, соответственно, чем больше в регионе проживает пожилого населения, тем больше доля заболевания. Это одна из причин. Другая – у нас выше продолжительность жизни, чем в среднем по ПФО и России. Соответственно, возвращаясь к тому, что это болезнь – больше пожилого возраста, за счёт увеличения продолжительности жизни человек доживает до онкологического заболевания», - заявила врио министра в ходе брифинга.
Оксана Чижова. Фото с сайта penzavzglyad.ru
Мы не будем гадать, в чём действительно заключаются причины высокого уровня онкологических заболеваний в регионе. Отметим лишь, что Пензенская область – абсолютный лидер в стране по количеству онкологических заболеваний на душу населения. По данным Министерства здравоохранения РФ, в 2017 году число людей страдающих онкологическими заболеваниями в нашем регионе составляло 529 человек на 100 тысяч жителей. Хуже этот показатель только в Орловской области (541 человек на 100 тысяч жителей).
За восемь месяцев 2018 года в Пензенской области выявлено 4 594 случая новообразований, а умерло от рака 1 780 человек. Знающие люди поговаривают, что смертность от онкологии в реальности даже выше, чем её рисует официальная статистка. А официальная статистика говорит нам о том, что по уровню смертности от новообразований Пензенская область занимает 39-е место в стране и 11-е в Приволжском федеральном округе. На диспансерном учёте в онкологическом диспансере состоит 40 тысяч жителей области.
«Кадры решают всё…»
На наш взгляд, корень проблемы стоит поискать в областном онкологическом диспансере. В апреле прошлого года главный врач этого медучреждения, член «Единой России» Виталий Серебряков был задержан за взятку. В настоящий момент материалы уголовного дела в отношении него переданы в суд.
Новым главврачом был назначен Валерий Савельев – торакальный хирург по образованию, депутат Пензенской городской Думы и тоже член «Единой России». До своего назначения на эту должность он 9 лет руководил областной психиатрической больницей, а затем 3 года был главой города Пензы. На посту главы города Валерий Савельев запомнился тем, что посещал кальянные после жалоб жителей на дым, общался с прихожанами католического прихода, ездил в гости к пензенцам, у которых в новогодние праздники засорился унитаз и т.д. Каких достижений ждали от него те, кто назначил его на должность главврача онкодиспансера, страшно даже представить.
Валерий Савельев.
Свою карьеру на новом рабочем месте Валерий Савельев начал с решения кадровых вопросов и назначил своим заместителем по медицинской части 32-летнего врача-уролога с пятилетним стажем работы Станислава Стрючкова. Его заслуги на медицинском поприще заключаются в том, что он родной сын Владимира Стрючкова – теперь уже бывшего министра здравоохранения Пензенской области. Естественно, что назначен на должность заместителя главного врача он был ещё до того, как его отец был задержан правоохранительными органами по подозрению в изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера.
Станислав Стрючков. Фото с сайта vk.com
По мнению прокуратуры Пензенской области, навыки уролога Станислава Стрючкова соответствуют необходимым профессиональным требованиям для того, чтобы занимать должность заместителя главного врача онкодиспансера. Никакой коррупционной составляющей в этом прокурорские работники не нашли и уверяют, что Владимир Стрючков ни коим образом не способствовал в трудоустройстве своего сына на этот пост.
Впрочем, самое главное даже не в том, что онкологическим диспансером руководят торакальный хирург и уролог, а в том какие нововведения они стали внедрять во вверенном им учреждении здравоохранения.
Значительная часть этих нововведений опять же касалась кадрового вопроса. Больше всего пострадал младший медицинский персонал. Обязанности санитарок фактически переложили на медсестёр, около 60 сотрудников онкодиспансера из обслуживающего персонала попали под сокращение. Результат такой «мудрой» политики главврача Валерия Савельева не заставил себя долго ждать. В палатах – грязь и антисанитария, пациенты находятся без должного присмотра. За тяжёлыми лежачими больными, которые не в состоянии сами сходить в туалет, вынуждены ухаживать родственники.
Если вы думаете, что разобравшись с кадрами, Валерий Савельев остановился, вы ошибаетесь. По иронии судьбы этот торакальный хирург, принялся громить отделение торакальной хирургии, в котором сократили 20 коек и отменили приём пациентов торакальным хирургом. Чтобы вы понимали, торакальная хирургия – это важнейшая составляющая онкологического диспансера. Хирургическое лечение рака лёгких, опухолей средостения, рака пищевода и рака желудка, опухолей диафрагмы и вилочковой железы, метастазов опухолей других органов в лёгкие и т.д. – всем этим занимаются торакальные хирурги.
Пациентов – в коридор, главврачу – личную столовую
Не забыл Валерий Савельев и про себя любимого. Разобравшись с «ненужными» сотрудниками и с «лишними» койко-местами, он заказал ремонт в своём рабочем кабинете и служебный «дастер». Главврачу ведь нужно работать в комфортных условиях. Это пациенты могут полежать и в грязных палатах. Всё равно скоро умирать. Кстати, о палатах. Их количество тоже было решено сократить, даже, несмотря на переполненность онкодиспансера. Сам Валерий Савельев ещё в январе заявлял, что поликлиника диспансера рассчитана на 480 посещений в смену, а сейчас количество посещений достигает почти 800 человек.
«Это довольно большая нагрузка, мы по площадям уже не укладываемся», - заливался крокодиловыми слезами главврач. И сразу после этого переделал одну из комнат в пансионате под кабинет для своего зама Станислава Стрючкова, а ещё одну комнату – под персональную столовую.
Но вернёмся к врио министра здравоохранения Оксане Чижовой, которая всё на том же брифинге, отвечая на вопрос об онкологических заболеваниях, заявила: «мы стараемся больше выявлять заболеваемость на первой и второй стадиях, процент выявления в регионе – выше индикативного показателя».
Наследница Владимира Стрючкова скромно умалчивает, что в областном онкологическом диспансере уже почти два года не работает ОФЭК/КТ – прибор, необходимый для диагностики рака на ранних стадиях, поэтому радиологам приходится делать облучение вслепую. Не говорит врио министра и о том, что пока главврач переделывает комнаты под личные кабинеты и столовые, наиболее переполненным в онкодиспансере является отделение химиотерапии, где пациентов зачастую кладут в коридорах. Не говорит, потому что скажи она об этом, её ложь сразу будет видна. Химиотерапию на ранних стадиях рака, как правило, не делают. Да и как можно выявлять онкологию на ранних стадиях без необходимого оборудования?
Чижова уверяет нас, что никакой катастрофы в высоком уровне заболеваемости онкологией нет.
«Когда заболеваемость растёт, а смертность снижается, это говорит о хорошей работе системы лечебно-профилактических учреждений. Это говорит о том, что мы своевременно выявляем болезнь и делаем всё, чтобы население не умирало», - заявляет врио министра. И здесь мы снова видим наглую и беспринципную ложь.
До недавнего времени в онкологическом диспансере не было ни одного работающего аппарата магнитно-резонансной томографии и аппарата компьютерной томографии! Все они были сломаны и не работали несколько месяцев! Руководство минздрава и онкодиспансера в этом ничего страшного не видит. Савельев уверяет, что МРТ можно пройти в любой частной клинике по полису ОМС. Однако, как быть с тяжёлыми пациентами, которые не могут передвигаться самостоятельно?
Более того, из-за неработающих аппаратов, накопился огромный долг перед частными клиниками, которые проводили МРТ пациентам онкологического диспансера.
Может быть, главному врачу онкологического диспансера, депутату Пензенской городской Думы от «Единой России» Валерию Савельеву и его заместителю, сыну экс-министра здравоохранения Станиславу Стрючкову просто выгодно, что аппараты МРТ в их медучреждении не работают? Гораздо легче отправить пациента в частную клинику, где такое оборудование исправно. Тем более что, как поговаривают злые языки, аппараты МРТ есть в клиниках, принадлежащих одному из депутатов городской Думы от «Единой России» и в клиниках, тесно связанных с семьёй бывшего министра здравоохранения Пензенской области Владимира Стрючкова.
Медицина нуждается в лечении
Пензенский областной онкологический диспансер – это всего лишь один нарыв на теле пензенской медицины, измученной бесконечными оптимизациями и реорганизациями.
Мы убеждены, что система здравоохранения Пензенской области сама безнадёжно больна и нуждается в скорейшем хирургическом вмешательстве.
Если в 1991 году в нашем регионе функционировала 121 больница, десять лет назад их было 97, то сегодня осталось всего 42. Количество больничных коек в области только за последние десять лет снизилось с 15 тысяч до 10,6 тысяч. Количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось с 563 до 304. За последние два года 13 районных больниц были реорганизованы в участковые, а многие участковые больницы превратились в амбулатории и ФАПы. Закрыты родильные отделения, морги, отделения хирургии, сократилось количество врачей узкой специализации, ощущается острая нехватка врачей-терапевтов. Многие врачи уезжают на работу в другие регионы, где условия труда и зарплата лучше. Вот результат политики, проводимой «Единой Россией».
Помните об этом, когда придёте 8 сентября на избирательные участки, чтобы выбрать новый состав Пензенской городской Думы. А если вам, как и нам, небезразлична судьба здравоохранения – приходите 12 июня в 12 часов в сквер им. Дзержинского, где по инициативе Левого Фронта пройдёт акция – День народного гнева.
Левый Фронт – Пенза
Нам нужна поддержка наших читателей.
Спасибо, что прочитали этот текст до конца. Портал ЛефтПенза создан активистами Левого Фронта в 2010 году, сейчас сайт читают 65 тысяч человек в месяц. Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь ЛефтПензе можно, перечислив пожертвование на карту «Сбербанка» 5469 4800 1199 1251.
Чтобы не пропустить интересные публикации, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях vk.com, facebook.com, ok.ru, instagram, telegram, twitter, youtube.
|