Опубликовано: 18.04.2011 в 19:42 | |
Пензенская полиция как орудие в борьбе с инакомыслием в православии | |
В адрес Пензенского регионального отделения движения "За права человека" поступила жалоба от православного священника отца Харлампия (в миру Александра Коряжкина) на незаконное преследование со стороны полиции и, в частности, регионального Центра по противодействию экстремизму. Отец Харлампий опасается, что правоохранители с подачи функционеров Пензенской Епархии фабрикуют ему дело по обвинению в "религиозной экстремистской деятельности", и что его могут взять прямо во время праздничного богослужения на Пасху 24 апреля. А ситуация пока такова. В молитвенный дом в селе Болотниково Лунинского района Пензенской области 7 апреля в день праздника Благовещения во время службы заявился начальник Лунинского ОВД полковник Александр Военков в сопровождении участкового. Они прервали молитву и заявили, что у отца Харлампия "проблемы с Пензенской Епархией". Потом потребовали у священника предъявить паспорт и назвать свое место жительства, объяснив это желанием "узнать, кто он такой".
Забегая вперед, скажем, что православная община в этом селе существует уже восемь лет, а вот почему участковый не удосужился до сих пор узнать у отца Харлампия, "кто он такой", этот вопрос надо бы задать ему во время аттестации на получение высокого звания российского полицейского. И начальника райотдела надо бы спросить, почему ему нечего делать, кроме, как шастать по сельским приходам и самолично проверять у граждан документы. Однако пойдем дальше.
Уже 11 апреля в двери квартиры отца Харлампия была обнаружена повестка в Центр по противодействию экстремизму, но срок явки уже прошел, и священник по вызову не явился. После чего по телефону сотрудники Центра "Э" начали звонить постоянно его матери, требовали назвать место нахождения священника и угрожать плохими последствиями. Цели вызова не пояснили. Как и не пояснили, почему они свои повестки рассовывают по щелям дверей, а не рассылают, как положено, или не вручают под расписку.
Итак, пока отца Харлампия зачем-то упорно отлавливают борцы с экстремизмом, он пояснил суть противостояния болотниковской православной общины и РПЦ.
– Причины обособленности нашего прихода от РПЦ лежат в плоскости не вероучительной, а административной. Исповедуя во всей полноте Русское Православие, мы в свою очередь отделились, не имея возможности полноценно осуществлять свою религиозную деятельность. Административный аппарат Русской Православной Церкви Московского Патриархата, к сожалению, по сей день являет собой пример советской номенклатурной организации, в которой всякая инициатива остро преследуется.
Допустим, захотел священник хотя бы на местном уровне сделать богослужение более понятным для прихожан и в процессе совершения службы хотя бы некоторые слова произнес не по-церковнославянски, а по-русски. Это не назовут миссионерством. Это назовут обновленчеством и "кочетковщиной" (по имени московского священника Георгия Кочеткова). Если священник пользуется уважением и доверием прихожан, Епархия не может спокойно к этому отнестись, и такого священника будут гонять с одного сельского прихода на другой, переводя все дальше к границе области, чтобы паства этого священника измоталась в попытках приехать к нему для окормления.
Мы посчитали такую ситуацию невозможной для себя, и священник остался со своим приходом, не желая по мановению чьей-то руки оставить людей, в чьем воцерковлении он принял непосредственное участие.
Ситуация для церкви достаточно типичная, но к сожалению, не все священники оказываются способными противостоять самодурству архиереев, опираясь на поддержку паствы. Чаще продолжают ездить с прихода на приход, оставляя за собой плачущих бабушек-прихожанок. Ну да Бог им судья. Так уж сложилось, что в силу внутренней административной ситуации священник в лоне Московской Патриархии не может окормлять паству так как этого требует православное вероучение, Евангелие и двухтысячелетняя устоявшаяся традиция церкви. Он вынужден идти путем постоянного соглашательства и участвовать в каких-то сомнительных компаниях, навязываемых церкви с подачи существующего государственного строя, как то, агитация с амвона церкви за власти (местного уровня и выше), требования лояльности государственному строю во всех его проявлениях и в духе советской "штурмовщины" призыв дать Родине больше, лучше и быстрее. Церковь превращена не просто в придаток государства, как в советское время, но с падением советского строя заняла место идеологического отдела. Масштабность противостояния Пензенской Епархии не слишком высока, к сожалению. У нас на периферии духовенство в большинстве своем инертно. Так случилось, что в священники рукополагают людей не умных, а послушных (это дословная фраза пензенского архиерея). Интеллигенции практически нет. В массе своей духовенство представлено предпринимателями. Священников-миссионеров единицы. При такой ситуации трудно было бы рассчитывать на масштабную внутреннюю оппозиционность. Недовольные есть, но все молчат, предпочитая открыто не высказываться и уж тем более не предпринимать действий, за которые со стороны архиерея последуют репрессии. А уж о репрессиях мы знаем не понаслышке… Отметим, что раздор между не зависимой от РПЦ православной общины села Болотниково и Пензенской Епархией продолжается уже 8 лет, у общины отобрали храм, но они купили частное строение и организовали в нем молитвенный дом. Функционеры из Пензенской Епархии, в свою очередь, объявили членов болотниковской общины раскольниками, а их священников – "самосвятами". И привлекли в качестве инквизиции не кого-нибудь из духовного звания, а "опричнину" – светские правоохранительные органы. И этот случай давления на православных инакомыслящих в Пензенской области не единичный – в конце марта 2009 года в дом священника Дениса Козлова, организовавшего свой независимый от Пензенской Епархии приход в Пензенской области и являющегося духовником отца Харлампия, явились милиционеры с обыском на предмет поиска украденных в соседнем селе гусей. В поисках украденной птицы милиционеры зачем-то фотографировали иконы вверх ногами, хотели изъять книгу проповедей святого Иоанна Кронштадского издания 1903 года, якобы как "экстремистскую", а не найдя гусей, изъяли только компакт-диски из личного архива святого отца. Казалось бы – какая разница, кто и как там читает молитвы и что думает об истинном православии, ведь никакого вреда людям от этого нет! Ведь в той же Пензе мирно сосуществуют и православные, и мусульмане, и баптисты разные, мормоны по улицам бродят, кришнаиты завывают, католики сами по себе тусуются. Внутри православия только идет охота на ведьм. А ларчик открывается просто – РПЦ погрязла в роскоши.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Гундяев Владимир Михайлович) на слуху со своим богатством и часами, Вениамин, епископ Пензенский и Кузнецкий (в миру Зарицкий Владимир Николаевич) на самой дорогой в Пензе машине раскатывает, попы в храмах животы еле таскают даже в пост…
А для этого надо, чтобы народ верующий нес в храм наличность. И если в масштабах Пензы народу хватает на всех пастырей и на все религиозные течения, то в том же селе Болотниково очень ощутимо, когда вместо 60-ти человек в "правильный" храм придут всего трое-четверо. Какой с них навар на содержание Пензенской Епархии? И какой толк, если только трое-четверо будут сагитированы от имени Христа за нацлидера Путина и "Единую Россию" голосовать на грядущих выборах? Вот тут и идет в ход апробированный в России способ ликвидации непокорного и инакомыслящего конкурента – притянуть его за уши к статье за экстремизм…
Что бы и как бы там ни было, в религиозные разборки силовикам влезать не стоит. Не делает чести, знаете ли, выступать в роли инквизиторов. Хотя люди они служивые, подневольные – вряд ли начальнику Лунинского ОВД Военкову самому стукнуло в голову тащиться в Болотниково проверять паспорт у тамошнего священника…
Виктор Шамаев. | |
|
Всего комментариев: 9 | ||||||||
| ||||||||