Здание культурно-просветительского центра имени Хабиб Джамал Тенишевой. В мусульманской среде это здание называют мечетью для богатых.
Ровно неделю назад Духовное управление мусульман Пензенской области распространило заявление, в котором фактически обвинило лево-патриотическую оппозицию в разжигании межнациональной розни и в шовинизме. Религиозная организация пошла на этот шаг, якобы защищая татарских бизнесменов Рафика Ибрагимова и Рашида Хайрова. Мы провели собственное расследование и пришли к выводу, что представители муфтията зачастую сами далеки в своих действиях от идей справедливости, согласия и братства, о которых они говорят в заявлении.
Самое интересное в том, что одним заявлением дело не ограничилось. В историю втянули даже председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, который написал письмо с жалобой на Пензенское региональное отделение Левого Фронта. Отправил он его почему-то не лидеру Левого Фронта Сергею Удальцову, а председателю ЦК КПРФ Геннадию Зюганову, который никакого отношения к Левому Фронту не имеет. Это примерно тоже самое, что мы напишем письмо с жалобой на ДУМ Пензенской области и отправим его не в ДУМ РФ, а в ЦДУМ.
Обратимся к тексту письма, так как оно содержит чуть больше конкретики, чем заявление ДУМ Пензенской области.
«В последнее время в СМИ Пензенской области, на различных интернет-ресурсах, в частности со стороны представителей общественного движения Левый Фронт, ведётся целенаправленная дискредитация ряда общественных деятелей из числа членов региональной татарской автономии Пензенской области, известных своей активной жизненной позицией, существенным вкладом в экономику региона, щедрой благотворительностью. В их числе Рафик Анверович Ибрагимов – заслуженный строитель РФ, почётный гражданин Пензенской области; Рашид Рифатович Хайров – генеральный директор и совладелец «Дамате», почётный гражданин Пензенской области. Мы знаем их в качестве благочестивых прихожан, активно проявляющих себя не только в бизнесе, но и в социальном служении. Примечательно, что помимо голословных обвинений, особое внимание клеветники обращают на этническое происхождение, религию, что не может не вызывать озабоченность. Создаётся нездоровая атмосфера, причем многое, очевидно, происходит не без политической подоплёки – в год парламентских выборов, с помощью различных несистемных структур», - пишет председатель ДУМ РФ председателю ЦК КПРФ.
Примечательно, что ни в одной из наших публикаций, так или иначе, связанных с Рафиком Ибрагимовым или Рашидом Хайровым, мы ни разу не упоминали их национальность или вероисповедание. А вся наша критика в их адрес связана исключительно с их профессиональной деятельностью. Однако Равиль Гайнутдин в своём письме Геннадию Зюганову зачем-то пишет обратное.
Напомним, что сразу в тот же вечер когда стало известно о том, что Духовное управление мусульман Пензенской области распространило своё заявление, координатор Левого Фронта по ПФО, редактор ЛефтПензы Сергей Падалкин обратился в ДУМ ПО и выразил готовность встретиться с любым представителем уммы и пояснить свою позицию и позицию Левого Фронта. Письмо было направлено на электронную почту ДУМ Пензенской области, о факте его отправки мы сообщили и на сайте. Прошла неделя, но никто с Сергеем Падалкиным так и не связался и на письмо не ответил. Поэтому мы и пришли к выводу, что вся эта истерия, которую устроило ДУМ Пензенской области и в которую втянули председателя Совета муфтиев России, не имеет ничего общего с защитой Рафика Ибрагимова и Рашида Хайрова. Да и от чего и от кого их надо защищать? Разве, что от самого Духовного управления мусульман Пензенской области?
Собрание представителей ДУМ ПО в ресторане «Бочка».
Обратимся к истории. На сайте ДУМ Пензенской области сказано о том, что текущий год должен ознаменоваться 1100-летием распространения ислама в нашем крае и пришедшего к нам вследствие связей предков современных татар с государствами Ближнего Востока и Средней Азии. После распада Советского Союза, где религиозные предрассудки не особо поддерживались, стали налаживаться связи российских мусульман со своими единоверцами за рубежом. А после восстановления дипломатических отношений России с Королевством Саудовская Аравия, саудиты через различные исламские фонды стали подталкивать российских мусульман к религиозному обучению за рубежом, руководствуясь интересами распространения своего влияния на мусульманскую часть России. При этом в КСА официально принята религиозная школа, отличная от традиционного понимания канонов ислама в России. В результате продвигаемые из-за рубежа агрессивные идеи «возрождения» ислама использовались ваххабитскими идеологами для разжигания вооружённых конфликтов на Кавказе, последствия которых не преодолены в полной мере до сих пор.
Одним из выпускников Мединского исламского университета в Саудовской Аравии был и муфтий ДУМ Пензенской области Ислям Дашкин. В конце 1990-х – начале 2000-х годов многие выпускники зарубежных исламских университетов стали возвращаться в родное село Средняя Елюзань, где приступили к разворачиванию процессов религиозного перевоспитания населения, вытесняя религиозных деятелей умеренного толка. Для распространения воспринятых за рубежом идеологических установок ими было инициировано самовольное строительство мечетей и создание Пензенского исламского колледжа, который функционировал с 2002 по 2006 год. Как потом было установлено судом, в ходе учебного процесса в колледже использовались экстремистские материалы, направленные на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды. Ислям Дашкин был одним из преподавателей исламского колледжа. А после судебного решения о закрытии учебного заведения будущий муфтий ДУМ Пензенской области, скрываясь от негативных последствий, снова отбыл за рубеж, но теперь уже для обучения в Ливане и Сирии.
Ислям Дашкин. Фото ИА «PenzaNews».
Используя приобретённый за счёт зарубежной подготовки статус знатоков исламской религии, ДУМ Пензенской области приступило к насаждению приоритета религиозных норм у земляков. Так, например, в Средней Елюзани женщинам, начавшим носить хиджаб, выплачивалось материальное вознаграждение. С подачи духовенства ДУМ ПО местное население бойкотировало участие в традиционных татарских и светских праздниках. ДУМ Пензенской области сформировало женскую общину, результатом влияния которой на молодых мусульманок стало распространение идей многожёнства и вступления в исламский брак с женатыми мужчинами. С 2016 года на базе ликвидированного судом Пензенского исламского колледжа, было создано медресе, в котором учатся дети, бросившие местные школы по настоянию родителей по идеологическим мотивам.
Для развития таких проектов, очевидно, требуются постоянные финансовые вливания, часть из которых, определённо поступала из-за рубежа. При этом Духовное управление мусульман всегда делало ставку и на местную мусульманскую элиту, стараясь привлекать к себе успешных татар-предпринимателей, обращаться к их религиозным чувствам и привлекать их деньги на продвижение ислама в том понимании, которое было завезено ими после обучения за рубежом.
Собрание представителей ДУМ ПО в ресторане «Бочка».
Активная работа ДУМ Пензенской области, проводимая за счёт средств, вытягиваемых из татарского бизнес-кошелька, и направленная на вытеснение религиозных конкурентов и привлечение сторонников, способствовала нарастанию раскола в и без того разобщённой мусульманской среде. Сейчас в нашем регионе, кроме уже упомянутого ДУМ ПО, действуют ещё три крупных объединения мусульман, являющихся самостоятельными муфтиятами. Ярким примером этих процессов стала ситуация 2019 года, когда амбиции и властолюбие Исляма Дашкина привели к тому, что между ним и председателем Соборной мечети города Пензы Джафяром Куряевым развернулись баталии за право контроля над главным мусульманским приходом области. Разборки закончились дракой между мусульманами в Доме молодёжи, разнимать которую пришлось бойцам ОМОНа. В результате противостояния муфтий ДУМ ПО вынужденно покинул Соборную мечеть и перенёс свою резиденцию в коттедж на улице Урицкого. В настоящее время этот коттедж стоимостью более 20 млн. рублей уже обрёл славу «мечети для богатых» из-за стремления ДУМ Пензенской области к сращиванию с бизнесом.
Здание культурно-просветительского центра имени Хабиб Джамал Тенишевой. В мусульманской среде это здание называют мечетью для богатых.
Вместе с тем личность муфтия Исляма Дашкина, которому в 2018 году прокуратура вынесла предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, и провокационные методы работы Духовного управления мусульман Пензенской области, в том числе связанные с применением политических технологий, таких как объявление голодовки имамами и анонсирование массовых протестов в процессе борьбы за Соборную мечеть, заставляют многих предпринимателей воздержаться или ограничить финансирование его проектов. Непросты и его отношения с властью, которой он недавно нанёс очередной неприятный тычок, заявив о необходимости согласования в интересах ДУМ Пензенской области строительства мечети в Спутнике. Что на фоне незавершённых работ в Соборной мечети на проспекте Победы и в Спасском кафедральном соборе, выглядит как неразумная прихоть.
Мы убеждены, что мотивы ДУМ Пензенской области, которое решило примерить на себя роль общественного арбитра, вполне себе корыстные. Это попытка воспользоваться ситуацией и добиться расположения состоятельного предпринимателя Рафика Ибрагимова, имеющего доступ к властным структурам. Ну и как следствие получить контроль над новой мечетью, которая возможно когда-то будет построена в Спутнике. При этом используемое людьми, которые называют себя пресс-службой ДУМ Пензенской области, прикрытие своих действий «защитой от гонений членов региональной Татарской национально культурной автономии» является их персональной выдумкой. У Левого Фронта никаких претензий к автономии нет и быть не может.
Нам нужна поддержка наших читателей.
Спасибо, что прочитали этот текст до конца. Портал ЛефтПенза создан активистами Левого Фронта в 2010 году, сейчас сайт читают 65 тысяч человек в месяц. Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь ЛефтПензе можно, перечислив пожертвование на карту «Сбербанка» 5469 4800 1199 1251.
Чтобы не пропустить интересные публикации, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях vk.com, facebook.com, ok.ru, instagram, telegram, twitter, youtube. |