За несколько дней до Нового года, губернатор провёл итоговую пресс-конференцию. Отвечая на вопрос про обманутых дольщиков, Иван Белозерцев зачем-то обрушился с критикой на Левый Фронт, который якобы расшатывает ситуацию. «Найди решение, подскажи как. Есть решение – благодарность тебе, спасибо от людей, от губернатора», - сказал он. В первый рабочий день после новогодних каникул ЛефтПенза опубликовала материал: «Наш ответ Белозерцеву», в котором были описаны конкретные механизмы решения проблемы. Реализация плана Левого Фронта помогла бы людям, попавшим в беду. Однако, вместо спасибо от губернатора, мы получили анонимную публикацию на сайте «Пенза-пресс» под заголовком: «Обман «обманутых» дольщиков». Именно так, «обманутых» в кавычках. Для тех, кто не в курсе, сообщаем, что сайт «Пенза-пресс» фактически принадлежит и контролируется правительством Пензенской области. Получается, что региональная власть обманутых дольщиков вовсе не считает обманутыми. И, по всей видимости, в планы областного правительства вовсе не входит оказание помощи дольщикам «Пензастроя».
Сразу скажем, что ответ на план Левого Фронта, размещённый на сайте «Пенза-пресс», подготовлен небрежно, с огромным числом фактических и юридических ошибок, и покрыт толстым-толстым слоем наглой и беспринципной лжи. Складывается впечатление, что материал этот готовился в кабинетах «жёлтого дома» человеком, мало смыслящим в том, о чём он писал. Это подтверждает и то обстоятельство, что текст никем не подписан, не имеет автора. То есть никто из журналистов этого провластного СМИ не решился поставить свою подпись под небрежно сляпанной, пропагандистской статьёй. Итак, к делу.
Из статьи мы узнаём, что ещё в 2015 году правительство области взяло на контроль достройку 17 многоквартирных домов ОАО «Пензастрой» и даже помогло этой компании финансово, выкупив за 43 миллиона недостроенное здание. Региональные власти от этого получили, по версии автора статьи, «сомнительное удовольствие». На что он намекает? Уж, не на то ли, что бюджетные деньги были потрачены правительством не эффективно, на объект, который никому не нужен? Но сейчас не об этом.
Несмотря на то, что власть, якобы, держала ситуацию под контролем и даже однажды помогла финансово, банкротство наступило совершенно неожиданно, или как описывает это анонимный автор «в региональном правительстве таких новостей тоже не ожидали». Так «знали, готовились и помогали» или «произошла неожиданность»? В правительстве никак не могут определиться с ответом на этот вопрос, потому что в разных ситуациях выгодны разные «отмазки». Отсюда и постоянное состояние «шизофрении», раздвоенности у областного правительства.
- У нас есть план, но никто не знает, что делать и если кто-то подскажет выход – скажем спасибо;
- Правительство не бросит людей в беде, но люди сами виноваты и на них нельзя тратить бюджетные деньги;
- Правительство делает всё возможное, но вообще за все отвечает мэр;
И т.д. и т.п.
Такой постоянный разнобой и неподготовленность – истинное отражение заинтересованности (а точнее её отсутствие) региональной власти в решении вопросов дольщиков.
Далее начинается самая интересная часть, где автор раскрывается полным профаном. И эта часть самая позорная для региональных властей, поскольку показывает, что они ничего не смыслят в этом вопросе. Хотя для нас это было очевидно и раньше.
Автор утверждает, что «областная власть стала привлекать новых застройщиков к завершению работ на проблемных домах». И эти застройщики по договорам генподряда достроили один дом в микрорайоне «Среда». Дело в том, что «застройщик» – это тот, кто строит дом собственными силами или привлекает для этого подрядчиков. Но если они достраивали дом по договорам генподряда, то они не застройщики, а генподрядчики. Почему в статье «генподрядчики» во множественном числе? Генподрядчик, он один, он «генеральный подрядчик», который отвечает за весь объём работ и в дальнейшем обычно заключает договоры подряда (а подрядчики иногда заключают ещё и договоры субподряда). Но для автора статьи такие мелочи не имеют значения. Человек, который разбирается в вопросе и владеет профессиональной терминологией, такой статьи никогда бы не написал.
Кстати, а чем именно власть заманила «застройщика-генподрядчика» на этот непривлекательный объект? Почему какая-то коммерческая организация пришла и выполнила работу, за которую, якобы, никто другой не брался? Почему правительство подробно расписывает свой «геройский» подвиг по выкупу у «Пензастроя» недостроенного здания, а здесь не приводит никаких подробностей? Ответ прост: не было там участия правительства, а дом достраивали по договорённости с Валентином Журавлёвым подрядчики, которые получили оплату не деньгами, а квартирами по несколько сниженной цене.
Далее следует такое забавное предложение: «Забегая вперёд, скажу, что процедура наблюдения всё же стала реальностью, однако девять многоквартирных домов были достроены, а это ни много ни мало — более 1,5 тысяч дольщиков». Автор хочет сказать, что после введения 17 октября 2017 года процедуры наблюдения были достроены 9 МКД?! Да это статья явно рассчитана на очень неподготовленного читателя, потому что после введения процедуры наблюдения не было введено ни одного дома.
А как вам такое: «Между тем, правительство пыталось отсрочить банкротство и ему это удавалось более года»?!
В своей прошлой статье мы писали, что, несмотря на то, что Арбитражный суд Пензенской области привлёк в качестве третьей стороны, не заявляющей самостоятельных требований правительство Пензенской области, Минстрой и Жилинспекцию, представители этих структур ни разу не явились в суд и не представили ни одного письма или документа! А теперь они решили присвоить себе все заслуги. Из текста судебных постановлений, которые фиксируют все юридически значимые действия сторон, и с которыми может ознакомиться любой желающий на сайте arbitr.ru, мы узнаём, что отсрочка введения процедуры банкротства происходила по просьбе представителей заявителя – ООО «Югспецстрой» и ответчика – ОАО «Пензастрой». Это была такая игра в поддавки, поскольку собственником обеих компаний – и заявителя и ответчика, был один и тот же человек – внук Валентина Журавлёва Александр Панов. Такая игра позволяет, при необходимости (например, при подаче заявления о банкротстве от другого кредитора), ввести контролируемое собственником банкротство и сохранить своё влияние на бизнес-процессы. Так что никакого правительства, только бизнес.
А вот дальше, как говорится «самый цимус». Автор статьи рассказывает, что «при участии правительства Пензенской области «Транскапитал банком» (это санатор Банка-основного кредитора «Пензастроя») был разработан проект соглашения по выкупу пензастроевского долга МУП «Пензгорстройзаказчиком».
Выкуп долга – основа нашего предложения по спасению обманутых дольщиков. Это означает, что предложенный нами механизм является совершенно законным, абсолютно «рабочим» и рассматривался правительством как один из вариантов. Однако банк согласился продать долг с дисконтом только в 22 млн. рублей (общая сумма долга составляла около 150 млн. рублей). Может быть, правительству следовало согласиться и на эту сумму, чтобы потом не вкладывать, теперь уже запланированные, 500 бюджетных миллионов? Но кто задумывается в правительстве о будущем?
По нашему мнению, дисконт при продаже долга должен был составить около 60-70 млн. рублей. И его можно было добиться, ведя более грамотные и более настойчивые переговоры. Об очевидных аргументах и выгодах для банка в такой сделке мы писали ранее. Важно, что банк принципиально готов был пойти на существенные уступки. Автор статьи ничего не говорит о той цели, которую ставило перед собой правительство в переговорах с банком. В контексте статьи было бы весьма уместно сказать, что, мол, правительство готово было выкупить долг за столько-то миллионов, а банк соглашался только на эту сумму. Но о цели правительства в этих переговорах ни слова. Это очень странно. Полагаем, что это связано с тем, что до конкретики, в лучших традициях областного правительства, дело так и не дошло. Посовещались, составили протоколы, дали поручения, и разошлись.
Вот ещё один пассаж: «Тут недавно некоторые якобы сведущие в банкротстве и решении проблемы дольщиков люди предложили ПАО создать, которое будто бы разом все вопросы снимет и за миллиард (где бы взять его в бюджете и на каком основании?) дома достроит».
Во-первых, никто говорил про миллиард (опять наглая ложь!), речь шла о том, как грамотнее распорядиться теми суммами, которые озвучил губернатор, и которые по его словам уже заложены в бюджете на решение вопроса с обманутыми дольщиками. Мы говорили только об этом.
Во-вторых, основания есть совершенно законные и мы о них тоже говорили. Автор рассматриваемого опуса и сам говорил об этом механизме абзацем выше, когда речь шла про МУП «Пензгорстройзаказчик». Но самое смешное, что в следующем предложении он пишет: «Безусловно, бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области предусмотрена возможность предоставления бюджетных средств юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Пензенской области, на приобретение ими объектов недвижимого имущества».
Ребята в правительстве, ну вы уж определитесь: может бюджет выделять деньги госкомпании или нет? А вы в трёх предложениях подряд три раза позицию меняете. Сначала пишите, что «может и мы сами так хотели сделать», потом, оказывается, «для этого нет никаких оснований», и тут же – «безусловно, Бюджетным кодексом такая процедура предусмотрена». Вы хоть перед публикацией материала давайте специалистам почитать, если в правительстве таковые ещё остались.
А вот это предложение точно доставит удовольствие любому корпоративному юристу: «Участие ПАО в деятельности ОАО «Пензастрой» путём капитальных вложений в объекты незавершённого строительства в целях решения проблем обманутых дольщиков влечёт возникновение права на соответствующую часть акций ОАО «Пензастрой».
Это прекрасно, правда? Шедевр юриспруденции! И это ведь писали спецы из правительства. Так и хочется сказать: и эти люди нам запрещают в носу ковырять?!
Объясняем для тех, кто пребывает в юридическом вакууме, закончил заочно юридический факультет эколого-политологического университета, или социальную академию, или любую другую подобную шарагу, а затем устроился на работу в правительство по блату и мнит себя «боссом юриспруденции». При капитальных вложениях в объекты незавершённого строительства, например, по договору долевого участия, у застройщика возникают обязательства по передаче определённого недвижимого имущества, либо возврата денежных средств «инвестору». Но у «инвестора» не возникает прав на акции в компании-застройщике, как и у акционера, нет никаких обязательств перед «инвестором». Компания-застройщик – это самостоятельное юридическое лицо со своими правами и обязанностями, а акционер этой компании – это совершенно другое физическое или юридическое лицо, которое не отвечает по обязательствам акционерного общества. Иначе все обманутые дольщики уже стали бы акционерами «Пензастроя». Но у автора всё смешалось в голове: акции, инвестиции, капитальные вложения…
Следом автор зачем-то добавляет: «что бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена норма, устанавливающая возможность предоставления из бюджета займов, ссуд (бюджетных кредитов) юридическим и физическим лицам». А что, разве такое кто-то предлагал, или это неожиданно выплеснулся фрагмент какого-то внутреннего диалога автора самим с собой?
Что касается предлагаемых автором вариантов решения возникшей «не по вине правительства» проблемы дольщиков, то этих вариантов вовсе не два, а больше и мы о них писали ранее.
Первый вариант, предлагаемый автором – передача недостроя самим дольщикам путём создания ЖСК был бы, конечно, максимально выгоден правительству, поскольку снимает с него ВСЕ обязательства. Как только дольщики создают жилищно-строительный кооператив и получают свой недостроенный дом, правительство «умывает руки». Этого никто, и не отрицает. На прямой вопрос дольщика председателю правительства Пензенской области Николаю Симонову о том будет ли помогать власть, он ответил одной фразой: «Бояться – в лес не ходить». Нужно чётко понять: дольщикам в этом случае никто никакой помощи не обещал.
Второй вариант, предлагаемый автором, очень интересно сформулирован: «передача объекта незавершённого строительства лицу, имеющему намерение стать приобретателем объекта незавершённого строительства и земельного участка».
По всей видимости, он не понял, что это значит, поэтому и не смог описать это доступным языком. Объясним мы. Это означает замену застройщика на более надёжного. Однако, такой способ невозможен при введении процедуры банкротства, и сейчас уже поздно об этом рассуждать. Такой механизм предусмотрен для той власти, которая держит руку на пульсе социально-значимых проблем региона. Наше областное правительство этот вариант, благодаря своей чудовищной некомпетентности, смогло попросту проспать, несмотря на все заверения, что они внимательно следили за ситуацией.
Далее мы читаем: «Потому и возникли договоренности с «Рисаном», «Ревьерой», «Пензагорстройзаказчиком» и «Термодомом» о передаче обязательств. Откровенно говоря, им этот груз не нужен, но они приняли единственно возможное решение. Хотя, конечно, не безвозмездно. Правительство и мэрия будут расплачиваться бюджетными деньгами. Однако направлены они будут не в частные карманы, а на инфраструктуру для всего города, в тех микрорайонах, где вышеназванные компании уже строят собственные дома или будут строить в дальнейшем». Сразу отметим, что ни одна из этих компаний не подтвердила, что взяла на себя какие-либо обязательства. Почитайте об этом статью на сайте 1pnz.ru
По поводу того, что бюджетные деньги пойдут не в частные карманы. Суть в том, что инфраструктуру, необходимую для функционирования дома: коммуникации, их подключение, дороги и т.п., строит застройщик и учитывает эти затраты в стоимости квадратного метра жилья. В структуре цены квартиры доля затрат на постройку коммуникаций может составлять 20-25%. Если эти затраты возьмёт на себя бюджет, то сэкономленные деньги останутся в частных компаниях-застройщиках. Так что, автор, не нужно лукавить.
И здесь следует сказать об одном из самых важных моментов. Озвученный правительством вариант предполагает окончательное вложение денег, без их возврата в бюджет. Мы хотим особо подчеркнуть, что наши варианты предусматривают полный возврат денежных средств в казну региона и муниципалитета. Это и наш ответ тем, кто говорит о том, что не нужно помогать дольщикам бюджетными деньгами. Мы же говорим: давайте и людям поможем, и деньги обратно в бюджет вернём. Ответ на вопрос, почему правительство не хочет решить вопрос с дольщиками по нашему плану, мы также дали в предыдущей статье.
В начале этой публикации мы обратили внимание на то, что статья на проправительственном сайте «Пенза-пресс» называется «Обман «обманутых» дольщиков». Так в чём же обман, автор? Если предложенные нами правовые механизмы, якобы, также рассматривались правительством, и правительство готово их было реализовать, да в цене не сошлись с банком, то в чём же «лживость» наших предложений? Ответа не будет, ибо автор сам «запутался в показаниях» и сделал акцент в свой статье не на фактуру, а на красивое слово, фразу, оборот речи. Чтобы люди, прочитав статью, поверили, что обманутые дольщики протестуют только потому, что их к этому подбивает Левый Фронт. Нет, это не так. Дольщики протестуют против некомпетентных, глупых, вредных действий власти и против их лживых заявлений.
Этот заголовок, пожалуй, единственное, в чём автор не ошибся. Заголовок очень точно и сжато описывает суть самой статьи. Она и есть циничный обман обманутых дольщиков. Анонимный автор из правительства, не обманывай больше дольщиков, они и так настрадались.
Левый Фронт – Пенза |