26 декабря в ходе своей итоговой пресс-конференции губернатор Пензенской области Иван Белозерцев обвинил Левый Фронт в том, что мы не ставим своей целью помочь людям, а лишь стремимся заработать политические очки на теме обманутых дольщиков. Мы с такой позицией губернатора не согласились и по-прежнему убеждены, что если правительство региона научится эффективно решать проблемы людей, то у нас не будет повода и возможности для того, чтобы «раскачивать ситуацию». Специально для председателя правительства области Николая Симонова и других чиновников, мы на пальцах объясняем, как можно решить проблему дольщиков, не затаскивая их в ЖСК. «Найди решение, подскажи как. Есть решение – благодарность тебе, спасибо от людей, от губернатора», - сказал Иван Александрович на пресс-конференции. Подсказываем.
Кто виноват?
Дело о банкротстве ОАО «Пензастрой» было возбуждено Арбитражным судом 1 сентября 2016 года по заявлению ООО «СтройЦентр», которое затем было заменено на ООО «Югспецстрой» в порядке процессуального правопреемства. Таким образом, заявителем по делу о банкротстве ОАО «Пензастрой» стал ООО «Югспецстрой». Данное общество с ограниченной ответственностью принадлежит Александру Ильичу Панову, он же является и руководителем этой фирмы. Александр Панов – не только любимый внук генерального директора ОАО «Пензастрой» Валентина Журавлёва, но и официальный владелец ОАО «Пензастрой». Зачем собственнику банкротить собственную фирму? Это такой способ сохранить контроль над фирмой даже при возникновении у неё финансовых трудностей, когда вводится процедура банкротства и назначается дружественный собственнику и руководству конкурсный управляющий. Но Панов не смог реализовать эту, в целом рациональную, задумку и теперь процедуру наблюдения в ОАО «Пензастрой» ввели по заявлению ПАО «Инвестторгбанк», который подал аналогичное заявление о банкротстве, но позже.
Стоит заметить, что с момента подачи заявления о банкротстве суд откладывал введение банкротства более 20 раз, указывая на то, что стороны должны договориться о погашении задолженности во внесудебном порядке. О необходимости мирного разрешения спора неоднократно указывал и сам «Инвестторгбанк», но терпение лопнуло и у него.
Таким образом, у собственников и менеджмента ОАО «Пензастрой» – семьи Журавлёвых, были все возможности сохранить контроль над фирмой, защититься от других кредиторов с помощью «дружественного» банкротства и достроить дома. Но, по причине, мягко говоря, полного отсутствия способностей к руководству у внука и «усталости» самого 80-летнего Журавлева, эта затея завершилась полным крахом.
Другой стороной в этом деле, кто мог бы (и ещё может) спасти дольщиков является Правительство Пензенской области.
Правительство Пензенской области (Председатель Н.П. Симонов), Министерство строительства Пензенской области (министр А.Г. Гришаев), Управление жилинспекции по Пензенской области (руководитель И.Н. Левченко) официально были привлечены в процесс по банкротству 21 июня 2017 года, по инициативе Арбитражного суда. Характерно, что ни одно ведомство, ни разу не направляло своих представителей ни на одно судебное заседание, где они могли бы высказать свои соображения по выходу из сложившейся ситуации. Предлагать госорганами попросту было нечего, поскольку никакой «дорожной карты» на тот момент не существовало.
Получается, что правительству было известно о проблемах у крупнейшего застройщика за несколько месяцев до введения процедуры наблюдения. Они даже официально были привлечены в судебный процесс в качестве третьих лиц, но никаких действий по предотвращению банкротства сделано не было, либо было сделано явно недостаточно, формально.
Но мы склоняемся к версии, что председателю правительства Симонову было просто наплевать. Почему? Вот два примера его отношения к этой проблеме. Об одном мы уже сказали – это полное игнорирование официальной судебной процедуры. Второй момент – встреча с представителями дольщиков 22 декабря 2017 года. Симонов пришёл на встречу с людьми совершенно не подготовленным. Было видно, что он не знает даже элементарных вещей. Например, сможет ли муниципалитет выделить землю застройщикам, которые возьмутся достраивать дома «Пензастроя». Хотя все уже знают, что такой закон принят и Государственной Думой и Законодательным Собранием Пензенской области. И только Симонов оказался не в курсе. Не знал он и о том, надо ли будет доплачивать дольщикам новому застройщику или нет, кто будет этот новый застройщик, когда он будет. Фактически, встречу с обманутыми дольщиками Симонов организовал только для того, чтобы сказать, что ничего не знает, но правительство активно работает над решением этой проблемы. Посмотрите видео. Позор, конечно.
Мы уже акцентировали внимание на том, что собирали дольщиков за два дня до митинга, чтобы их успокоить. Но, когда дольщики поняли, что правительство ничего конкретного даже сказать не может, возмутились ещё больше. Вместо того чтобы успокоить людей и дать им надежду, Симонов их взбудоражил ещё больше. Позор, ещё раз.
В конце встречи Симонов и вовсе свалил всё на Путина и федеральную власть, отвечая на вопрос по поводу страхования дольщиков: «Скажу вам на прямоту. Законы принимала власть федеральная, вот к федеральной власти и обращайтесь!». И то верно! А поскольку практически всё законодательство у нас принимается на федеральном уровне, вот туда, терпилы по всем вопросам, и обращайтесь. И не беспокойте региональных чиновников своими челобитными. Позор в третий раз.
Теперь, мы знаем, кто виноват в сложившейся ситуации. По версии Симонова – это Путин.
Что делать?
Каким образом правительство могло решить проблему обманутых дольщиков? Полагаем, что ответ на этот вопрос следует начать с того, во сколько, в итоге, обойдётся властям спасение дольщиков сейчас. На пресс-конференции губернатор И.А. Белозерцев заявил, что на эти меры в бюджет заложены 300 млн. рублей, также из состава городских земель бесплатно будет выделено несколько земельных участков. Таким образом, всего на решение проблем дольщиков, по нашим данным, будет выделено около 500 млн. рублей. На что пойдут эти деньги? На постройку инженерных коммуникаций к площадкам застройщиков, которые будут достраивать дома «Пензастроя». Застройщики должны были строить эти коммуникации сами, но это будет сделано за счёт бюджета. А на сэкономленные за счёт этого средства застройщики достроят дома «Пензастроя». У такой схемы есть ряд существенных недостатков. Юридических обязательств у сторон при такой схеме не возникает. Государство построит коммуникации к строительным площадкам застройщиков, а застройщик откажется достраивать дома. Что тогда? А ничего. Никаких юридических обязательств ни у кого нет.
Второй отрицательный момент заключается в том, что государство расстанется с этими средствами навсегда, не приобретя ничего взамен.
Теперь объясните нам, чем эта мера лучше предложения Симонова о создании ЖСК?
К нам обратился один из обманутых дольщиков, попросивший не называть его имени, и рассказал нам о некоторых вариантах выхода из сложившейся ситуации. Заметим, стоимость предлагаемых вариантов равна той сумме, которая уже заложена в бюджет. Можно ли эти деньги потратить более эффективно, чем нам предлагает правительство? Самый простой способ – выкуп у «Инвестторгбанка», инициатора процедуры банкротства, долгов ОАО «Пензастрой». Этот долг в размере 154 млн. рублей (132 млн. – основной долг, 22 млн. – проценты) мог быть выкуплен с дисконтом процентов в 50%, т.е. миллионов за 75-80. Почему с такой скидкой? Дело в том, что «Инвестторгбанк» сам находится под санацией и ему как воздух нужны живые деньги. И лучше получить сейчас часть, чем прождать несколько лет пока закончится процедура банкротства и не получить вообще ничего. Кстати, скидки на покупку сомнительных долгов доходят до 90 и более процентов, так что на 75-80 миллионов живых денег банк бы согласился без раздумий. Но с таким предложением никто даже не выходил, как мы помним, правительство вообще игнорирует официальные судебные процедуры. Как это можно сделать технически? Правительством принимается решение о создании публичного акционерного общества (ПАО) «Строительные инвестиции» (например) с уставным капиталом в те же 500 млн. рублей. Можно взять за основу уже имеющиеся в собственности областной власти хозяйственные общества. В уставе ПАО прописываются все необходимые полномочия по инвестированию денежных средств в строительство, в том числе и варианты, связанные с достройкой домов.
ПАО, выкупив долг у «Инвестторгбанка», сняло бы опасность введения процедуры банкротства в отношении ОАО «Пензастрой» и организация продолжила бы свою деятельность в нормальном режиме. Остальные, 400 с лишним миллионов рублей можно было бы дать в долг, под залог имущества, тому же «Пензастрою» для скорейшей достройки домов. Либо, ПАО могло бы стать участником долевого строительства, вложив эти деньги по договору долевого участия (ДДУ), став инвестором. В итоге сохранился бы крупнейший застройщик, а у дольщиков было бы гораздо меньше проблем. Государство вернуло бы свои деньги, продав полученную в итоге недвижимость. Контроль за денежными средствами мог бы обеспечить представитель правительства, или доверенное лицо в должности финансового директора ОАО «Пензастрой». Нет никаких сомнений, что Журавлёв согласился бы дать должность человеку от правительства для контроля за финансовыми потоками в обмен на инвестиции в сотни миллионов рублей.
Другой вариант развития событий, в случае, если бы Валентин Журавлёв категорически отказался от сотрудничества. После выкупа у банка долга, ПАО также подает на банкротство ОАО «Пензастрой» и назначает, в соответствии с законом, «своего» конкурсного управляющего. Далее, в соответствии с VI главой ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» вводится внешнее управление, что подразумевает (ст. 94) отстранение руководства «Пензастроя» и назначение внешнего управляющего, который будет лоялен правительству области, поскольку будет назначен по предложению кредитора – ПАО, принадлежащего государству. В соответствии со ст. 93 ФЗ-127, внешнее управление вводится на срок 18 месяцев с возможностью продления. После введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, отменяются аресты имущества, разблокируются счета и т.п. Одним словом, у организации начинается жизнь с чистого листа. После того, как правительство получит фактический контроль над ОАО «Пензастрой» посредством ПАО, возможны различные варианты: прямые инвестиции через ДДУ; возмездные договоры займа; приобретение акций (их эмиссия входит в компетенцию органов управления при внешнем управлении) вплоть до приобретения контрольного пакета; замещение активов и т.п. Эта схема подразумевает полный контроль над управлением предприятием и полнейшую гарантию исполнения обязательств. Таким образом, правительство не только могло бы достроить дома, решив проблему дольщиков, но и получило бы активы ОАО «Пензастрой»: движимое и недвижимое имущество (жилые/ нежилые помещения, земельные участки), и т.д.
Выкуп долга и проведение вышеназванных процедур ещё возможно. Пока в отношении ОАО «Пензастрой» введена только процедура наблюдения до 16 апреля 2018 года.
Это, на наш взгляд наиболее приемлемые для всех и совершенно законные варианты. Но вместо реальных дел мы сегодня видим, как государство выделяет те же 500 миллионов рублей из бюджета и при этом бегает за строительными магнатами и уговаривает их, за бюджетные же деньги, помочь дольщикам. Магнаты не торопятся и наблюдают, что ещё можно «высосать» из этих «тёплых» правительственных олухов. Любому дураку понятно, что никто из строителей не будет вкладывать свои деньги в достройку домов. Это их бизнес и они с места не сдвинутся, пока не будут абсолютно уверены, что на этом можно получить прибыль. И им ещё чинуши будут говорить спасибо за спасение дольщиков, петь дифирамбы и давать государственные награды. Это тот случай, если председатель правительства и другие чиновники дураки, ничего не понимающие в современных бизнес – процессах.
Но есть и другой вариант. Если чиновники всё понимают и за счёт мутных схем, ничем не подтверждённых обязательств по бюджетным средствам, хотят поймать хороший улов в этой мутной воде, например посредством откатов от застройщиков, получивших преференции.
Получается, что региональная власть может решить проблему трёх тысяч дольщиков самостоятельно. И сделать это можно быстро и без потерь для бюджета. Вместо этого чиновники предлагают «фантастические» варианты: переложить проблемы на плечи самих дольщиков, вынуждая их создавать ЖСК или отдать сотни миллионов рублей частным застройщикам под честное слово. И если они это слово сдержат, то всё равно получится дорого и долго.
В общем, Иван Александрович, мы нашли решение, подсказали как, дальше дело за Вами.
Левый Фронт – Пенза
|