Опубликовано: 19.09.2011 в 14:07 | |
Выступление Раисы Горячевой на Конгрессе образовательного сообщества | |
Выступление на Конгрессе Российского образовательного
сообщества 17 сентября 2011 года члена фракции КПРФ в Государственной Думе Российской
Федерации Горячевой Раисы Вениаминовны.
1. Что вы считаете наиболее опасным в современной российской образовательной политике? - Самое опасное в современном российском образовании – материализация отношений. Школа должна финансироваться государством. Денежные вопросы лишают отношения учителя и ученика тех высоких нравственных начал, которые определяют успех воспитания. Пока для школы не назначена цена, Просить у власти хлеб она должна. Должно быть, плохо школа власть учила, Коль милостыней жить принуждена. (Омар Хайям) Сегодня школу именно принуждают «жить милостыней». 2. Какие шаги в области образовательной политики, по вашему мнению, необходимо сделать в первую очередь? - Как учитель, работающий по пятибалльной системе оценивания знаний, считаю, что необходимы 5 шагов. 1. Закон о статусе Учителя. В нашем альтернативном Законе об образовании эта проблема поставлена. Но я считаю, что должен быть отдельный законодательный акт. С авторитета учителя начинается авторитет родителей, авторитет страны. Где сегодня тот основополагающий принцип, где мировоззренческая основа, согласно которой учитель должен выстраивать системно и последовательно всю концепцию своей многофункциональной деятельности? Нельзя оценивать деятельность учителя по результатам итоговой аттестации. Нужно коренным образом изменить подход к аттестации учителя как специалиста. Нельзя унижать педагога. Необходима единая образовательная программа и толковые базовые учебники. Сегодня нужно поддержать учителя. Нельзя представлять его жалким, забитым, запуганным. Учителя в основном женщины, которые обладают всеми лучшими качествами настоящей русской Женщины. Только свободный, гордый и независимый учитель может воспитать и сформировать свободного, гордого и независимого ученика.
2. Изменение формы итогового контроля. Пресловутые ЕГЭ в 11 классе и «ИГА» в 9. Ребята быстро переставили буквы ГИА в ИГА. (то ли это ИГО, то ли ИГО-ГО). Прежде чем менять традиционную форму, надо было отработать механизм, который сегодня дает сбой. А еще лучше – обратиться к участникам образовательного процесса, обсудить с учителями, работниками образования все возможные варианты. Педагоги – творческие люди. Вместе можно было бы найти новые формы итоговой аттестации, которые были бы приемлемы для всех и не вызывали такого протеста в обществе.
3. Восстановление или воссоздание (или создание), а затем и введение социальных институтов морального контроля по типу детских организаций советского времени (октябренок - уважай старших; пионер – люби свою Родину, комсомолец – будь предан Отечеству и умей жертвовать ради других). Это могут быть совсем иные формы, но они должны быть едины в своих требованиях к каждому ребенку. Необходимо проработать содержательный аспект: каким должно быть образование и воспитание, чтобы соответствовать новым требованиям жизни? Единство и непрерывность учебно-воспитательного образовательного процесса должна заключаться в том, чтобы знаниевая часть органично сочеталась с формированием личности, формированием гражданина. Пензенское образование никогда не отказывалось от воспитания в образовательном процессе. У нас есть прекрасный опыт. Это ФБГУ «Пензенская Государственная технологическая академия». Процесс воспитания и образования начинается со школы, продолжается в среднем специальном учебном заведении (при академии), затем ВУЗ, продолжение – в аспирантуре. Заканчивается формированием и подготовкой инженера-педагога, который будет продолжать и сохранять лучшее, что накоплено в ПГТА. Это уникальная система, и она требует тиражирования, распространения, а мы не ценим свои достижения, слепо копируем и внедряем в нашу прекрасно зарекомендовавшую себя образовательную систему далеко не лучшие зарубежные образцы. Но финансирование на воспитательную деятельность в ВУЗе, к сожалению, не предусмотрено. Особое внимание следует обратить на нравственное воспитание. Человек не может без идеала. Кто герой нашего времени? На кого равняться? Нет объединяющей национальной идеи – нет героя-современника, который мог бы воплотить носителя этой идеи. И именно школа, авторитет педагога, может быть тем цементирующим началом, способным объединить общество, нивелировать то социальное расслоение, которое стало красиво и непонятно для большинства называться «социальная стратификация». А вместо пропаганды криминальной субкультуры должна быть единая программа воспитания не «грамотного потребителя», а достойной, всесторонне развитой личности, Гражданина своей страны.
4. Снижение бюрократии в образовательных учреждениях: строгая регламентация различных форм документации, создание единой электронной формы отчетности. У учителя процесс оформления всевозможных бумаг занимает от 30 до 50 % времени, при этом сокращается возможность живого общения с детьми и родителями.
5. Все обещания, которые даются руководителями разных уровней должны, быть претворены в жизнь. А то обещания достойной жизни учителю остаются пока только на словах.
«Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что их детей учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать Учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Народ, забыв Учителя, забыл свое будущее». Н. Рерих. | |
|
Всего комментариев: 0 | |