4 декабря в малом зале администрации города Пензы состоялись публичные слушания по вопросу строительства очистных сооружений на территории бумажной фабрики «Маяк». Вопрос для города очень важный, так как касается экологической темы, а именно загрязнения старицы реки Суры. И хоть темой обсуждения был возможный вред окружающей среде при строительстве очистных сооружений, у всех желающих была возможность задать любые вопросы, связанные с работой очистных.
На мероприятие были приглашены депутат областного Законодательного Собрания Вадим Супиков и депутат Пензенской городской Думы Николай Кузяков. Оба - представители «Единой России», избранные от территории, на которой находится ОАО «Маяк». Но если Вадим Супиков хотя бы прислал на публичные слушания своего помощника, то Николай Кузяков даже не счёл нужным ответить на официальное приглашение, хотя его помощник в телефонном разговоре подтвердила, что приглашение было получено.
От ОАО «Маяк» на слушаниях присутствовали директор по производству Андрей Дубов и начальник центральной производственной лаборатории Елена Плотникова, а также представители компании «КВИ Интернэшнл», которая разрабатывала и реализовывала проект строительства очистных сооружений на фабрике, от администрации города - заместители главы Ярослав Щигорев и Юлия Ляпина и начальник городского Управления ЖКХ Ильдар Усманов. Были и различные общественные активисты, экологи, представители КПРФ и Левого Фронта, которые неоднократно обращали внимание на экологическое состояние реки Старой Суры и отчасти благодаря которым ОАО «Маяк» всерьёз взялся за очистку старицы и строительство современных очистных сооружений.
В ходе публичных слушаниях представители фабрики и компании «КВИ Интернэшнл» рассказали о том, что из себя представляют очистные сооружения, а также ответили на вопросы участников мероприятия. ЛефтПенза уже писала о технологии работы новых очистных сооружений две недели назад, поэтому нет смысла подробно останавливаться на этой теме. Отметим лишь, что биореактор, построенный на «Маяке», в котором сейчас выращивают активный ил для биологической очистки, является самым большим в России.
Координатор Левого Фронта по ПФО, руководитель фракции КПРФ в Собрании представителей Бессоновского района Сергей Падалкин поинтересовался, действительно ли вода после очистки будет настолько чистая, что её можно пить, как говорил директор по производству ОАО «Маяк» Андрей Дубов? Представители компании, которая проектировала и строила очистные сооружения, пояснили что вода, сливаемая с фабрики будет в любом случае намного чище, чем та, которую предприятие изначально берёт с реки, так как нормативы и требования законодательства в этом плане достаточно жёсткие. А чтобы понять можно её пить или нет, нужно разбираться в СанПиНах и требованиях к питьевой воде.
Общественный активист и блогер Игорь Алексеев обратил внимание на то, что местоположение расчётного створа находится на расстоянии всего 117 метров от водосброса. Это означает, что воду на анализ до того, как она попадает на фабрику, берут недалеко от того места, где она же и вытекает, то есть фоновые показатели могут отличаться незначительно. По мнению Игоря Алексеева, воду нужно брать на анализ (до того, как она попадёт на «Маяк») выше по течению, примерно в районе дома № 19 по улице Зарубина. Представители «Маяка» пояснили, что раньше они так и делали, но новое местоположение определил Росгидромет в соответствии с законодательством. При этом, по словам представителей фабрики, концентрация вредных веществ в воде, взятой на расстоянии 117 метров и на расстоянии 500 метров одинаковая. Более того, эти показатели фоновой концентрации вредных веществ являются вторичными, так как вода, которая попадает в реку с фабрики в любом случае должна соответствовать определённым нормативам. Проще говоря, какой бы грязной не была вода, попадающая из старицы на фабрику, обратно с фабрики она будет уже очищенной. По закону нельзя взять из реки грязную воду и грязную же вылить обратно.
Учредитель сайта «Эконовости» Михаил Писарев напомнил о том, что в январе 2022 года, в воде, сбрасываемой с фабрики в старицу Суры, было обнаружено превышение по фенолам в 94 раза. Он выразил опасение, что простейшие микроорганизмы (активный ил) могут погибнуть при слишком высокой концентрации фенолов. По словам сотрудников «КВИ Интернэшнл», на фабрике предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих избежать попадания такого количества загрязняющих веществ, которое опасно для активного ила. А начальник центральной производственной лаборатории ОАО «Маяк» Елена Плотникова дополнила, что фенол образуется на фабрике в результате переработке макулатуры, в частности определённого вида картона, но при этом его концентрация невысокая.
О наболевшем высказался и известный пензенский правозащитник и экоактивист Юрий Вобликов, которого интересовали не только очистные сооружения на фабрике «Маяк», но и многие другие вопросы, связанные с экологической повесткой.
В целом, каких-либо нареканий в части строительства очистных сооружений на ОАО «Маяк» у участников публичных слушаний не возникло. Горожане ждут, когда новые очистные, которые уже полностью построены, начнут свою работу. Напомним, что это может произойти уже через один-два месяца.
Подпишитесь на нас в социальных сетях - vk.com, ok.ru, telegram, youtube. Для нас это очень важно. Если вы хотите нам помочь, то вы можете сделать пожертвование на карту «Сбербанка» - 5469 4800 1199 1251 |