Опубликовано: 16.05.2013 в 05:15 | |
Мне нужны твои ушанка и балалайка | |
В конце февраля российские СМИ сообщили о курьезной истории: в Москве приезжий из Таджикистана, угрожая ножом, отобрал у преподавателя детской музыкальной школы футляр с балалайкой. Полиция поймала грабителя в соседнем дворе, опознав в бегущем человеке преступника по грохоту инструмента в кофре. 26-летнему мигранту, приехавшему в Москву лишь 26 февраля, пришлось объясняться с полицией через переводчика, так как по-русски он не говорит. История с балалайкой получила широкий резонанс — в последнее время вопрос о ситуации с мигрантами в России вышел в публичную плоскость и постепенно становится одним из ключевых для российского политического дискурса. В 143-миллионной России на сегодня число нелегальных трудовых мигрантов, по неофициальным оценкам экспертов, составляет 7-12 миллионов человек, в основном из более бедных стран СНГ. Официальной статистике мало кто верит. Но и она показывает, что помимо трех миллионов иностранцев, которые работают законно по квотам и патентам, в России насчитывается 3,3 миллиона нелегальных иностранцев, а также более четырех миллионов иностранных граждан, которые якобы приехали в Россию ради других целей. В конце 2012 года глава портала Superjob Алексей Захаров обратился с письмом к президенту Владимиру Путину, пожаловавшись «на реальную конкуренцию» за рабочие места между россиянами и приезжими из Средней Азии. Но чиновники уверены: Россия просто не в состоянии отказаться от трудовых мигрантов. Прежде всего, по экономическим причинам. Минэкономразвития прогнозирует, что численность трудоспособного населения в России к 2020 году может уменьшиться на 8-9 процентов по сравнению с текущим уровнем. По словам замминистра Андрея Клепача, численность трудоспособного населения в РФ к 2020 году «в лучшем случае» составит 79-80 миллионов человек против 87 миллионов на сегодняшний день (согласно общему прогнозу Росстата, численность населения России к 2030 году сократится до 139,3 миллиона человек). «До сих пор мы развивались в условиях, когда трудовые ресурсы и занятость были стабильными. Сейчас мы вступаем в фазу, когда трудоспособное население сокращается», — утверждает Клепач. Более того, трудоспособное население будет сокращаться даже с учетом благоприятной динамики притока мигрантов. «История мировой экономики не знает стран, которые могли бы в долгосрочной перспективе при сокращающемся трудоспособном населении иметь высокие темпы развития», — сказал он. Клепачу вторит руководитель Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский, который указывает, что население России сокращается, а привлечение иностранных мигрантов из роскоши превратилось в необходимость. Численность населения России, по предварительным данным Росстата, на 1января 2013 года составила 143,3 миллиона человек. За 2012 год количество людей, постоянно проживающих в РФ, увеличилось на 292,4 тысячи. Этот прирост, происходящий в основном за счет трудовых мигрантов, компенсировал естественные потери населения — за 2012 год в России родилось 1,896 миллиона человек, а умерло больше — 1,898 миллиона. «Отказ от привлечения иностранной рабочей силы и ориентация исключительно на собственные трудовые ресурсы в условиях их резкого сокращения представляется проблематичным», — уверен Ромодановский. Мигранты понадобятся экономике России даже в том случае, если благодаря повышению рождаемости численность населения удастся стабилизировать и увеличить. Диагноз ФМС неутешителен: в ближайшие 15-20 лет единственным источником пополнения трудовых ресурсов будет оставаться международная миграция. Ромодановский указывает, что убыль населения в сочетании с огромными пространствами страны, «демографическим давлением со стороны сопредельных государств, оттоком населения из важных в геополитическом отношении регионов превратилась в значимый фактор», который влияет как на социально-экономическое развитие страны, так и на национальную безопасность. И речь в данном случае идет не только о потере контроля над собственными территориями. Россия вынуждена держать границы открытыми еще и потому, что политика привлечения мигрантов на заработки является прививкой от нищеты для такого чрезвычайно нестабильного региона, как Средняя Азия. Дестабилизация этого региона грозит России крупными неприятностями на ее южных рубежах, особенно в свете вывода войск НАТО из Афганистана. С тех пор как Владимир Путин назвал распад СССР главной геополитической катастрофой XX века, процессы интеграции на постсоветском пространстве являются основой внешней политики Москвы, а контроль за миграционными потоками — ключевым инструментом торга с лидерами СНГ. Для последних открытые границы с Россией, которая сохраняет безвизовый режим с большинством стран бывшего СССР, — важнейший фактор внутренней стабильности. Для Таджикистана, к примеру, российский рынок — это работа для одного миллиона из семи миллионов его жителей, а денежные переводы из России — половина ВВП страны. В рамках такой политики состоявшийся в начале 2013 года размен российской базы в Таджикистане на возможность для граждан этой страны работать в России оказывается логичным и обоюдовыгодным решением. Многие трудовые мигранты не возвращаются домой по многу лет подряд, а часть и вовсе старается закрепиться в России. И власти вынуждены соглашаться с таким положением вещей. Глава ФМС Ромодановский отмечает, что руководством страны перед службой поставлена задача обеспечить миграционный приток в Россию на уровне около 300 тысяч человек в год, в том числе за счет привлечения на постоянное жительство соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья. И понятное дело, что соотечественниками для российского бюрократического аппарата не являются исключительно русские по национальности граждане стран бывшего СССР. Больше всего нелегалов в России, по данным ФМС, среди граждан Узбекистана, Украины и Таджикистана. Страна не может прожить без мигрантов, а многие мигранты не могут (или не хотят) жить нормально в России, что провоцирует многочисленные конфликты между приезжими и коренным населением страны, а также между различными группами приезжих. В России фактически отсутствует миграционная политика, а чиновники прилагают недостаточно усилий для ассимиляции выходцев из бывшего СССР. Напротив, власти предпочитают держать мигрантов «в черном теле», фактически отказываясь признавать, что из-за коррупции система госконтроля в области миграции не работает. В итоге проблему лечат «силовыми» методами. В начале 2013 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс РФ, которые ужесточили наказание за организацию нелегальной миграции. Теперь за это преступление грозит до семи лет лишения свободы. Иностранцам, которых поймают за нарушение миграционных законов, запретят въезд в Россию на три года. Кремль внес в Думу закон о штрафах за нарушение правил временной регистрации, дабы победить подпольную индустрию продаж мигрантам фиктивных документов. А согласно поручению Владимира Путина, с 2015 года граждане СНГ смогут въезжать на российскую территорию только по загранпаспортам. Но подобные меры не позволяют ни адаптировать мигрантов к российской жизни, ни «остудить» недовольных сложившимся положением вещей россиян. По данным ФСИН, на данный момент в российских колониях содержатся около 27 тысяч иностранцев (всего в колониях отбывают наказание примерно 587 тысяч человек). Большинство иностранных заключенных прибыло из стран бывшего СССР, а половина осужденных иностранцев — уроженцы стран Средней Азии. «Заговор умолчания» приводит к тому, что в России стремительно распространяется недовольство гастарбайтерами. В декабре 2010 года в центре Москвы несколько тысяч националистов и футбольных фанатов, разъяренных убийством своего знакомого выходцами с Северного Кавказа, под скандирование ксенофобских лозунгов с удовольствием избивали проходивших мимо среднеазиатов. Социологи отмечают, что большинство россиян последовательно выступают за то, чтобы выселить из России всех нелегалов либо ограничить для мигрантов въезд в Россию, не делая при этом особых различий между выходцами из Средней и Юго-Восточной Азии, а также Закавказья и Северного Кавказа. Исследования показывают и существующий в обществе запрос на политиков-националистов, поэтому российская оппозиция, как системная, так и внесистемная, с готовностью эксплуатирует проблему мигрантов в средней полосе, предлагая в основном популистские решения, направленные не столько на решение проблемы, сколько на ее эксплуатацию в медийном поле. Сегодня с поразительным единодушием введения визового режима со странами СНГ требуют депутаты-коммунисты, представители Координационного совета оппозиции и заигравшийся в политику миллиардер Михаил Прохоров. В адрес Кремля уже звучат обвинения в том, что он пытается подменить гастарбайтерами недовольный властью электорат, но пока ни один политик не готов играть на той территории, где еще совсем недавно практически полностью царили маргиналы. Надо полагать, что появление подобных политиков — дело ближайших лет. Пока же националисты приветствуют предложение руководства ФМС о создании «миграционных патрулей» в крупных городах России, а мэр Москвы Сергей Собянин призывает общественность не увлекаться и не допустить того, чтобы миграционные патрули превратились в патрули «этнические». | |
|
Всего комментариев: 0 | |