Юрий Крячко.
На прошлой неделе стало известно о том, что Следственный отдел по Железнодорожному району города Пензы возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ «Мошенничество» по факту возможного хищения более пяти миллионов рублей, выделенных из бюджета области на достройку проблемного ЖК «Маяковский» на улице Измайлова в Пензе. Напомним, что достройкой дома занималась компания «Земстройинвест», руководителем которой является депутат Пензенской гордумы от «Единой России» Юрий Крячко.
ЛефтПенза не могла обойти эту историю стороной и 2 декабря мы опубликовали материал под названием: «Депутат Пензенской гордумы от «Единой России» может сесть в тюрьму». Объективности ради мы решили поговорить с самим Юрием Крячко и узнать его мнение относительно уголовного дела, а также пообщаться с обманутыми дольщиками компании «Декор-Трейд», чей дом достраивала компания «Земстройинвест» и дольщиками компании «Пензастрой», которые тогда тоже были в гуще событий.
Митинг обманутых дольщиков в Пензе. 2017 год.
Дольщики ЖК «Маяковский» первые для решения своей проблемы пошли по пути создания ЖСК. Этот вариант тогда многим не нравился, обманутые дольщики выходили на митинги с плакатами против ЖСК, они не верили власти и боялись остаться без квартир. Дом на улице Измайлова был одним из самых проблемных, но в конечном итоге его достроили и собственники смогли заехать в свои квартиры.
«Мы как обманутые дольщики, которые были на волоске от потери для многих единственного жилья, благодарны Юрию Александровичу Крячко за проделанный труд. Знаем, было трудно! Очень нелёгкой была работа с председателем ЖСК - Емелиным А.А., он всё время палки в колёса вставлял. По вине председателя ЖСК мы лишились одного из двух выездов со двора, долго добивались передачи земли в общедолевую собственность. За это время наша земля несколько раз была в обременении у судебных приставов. Но тем не менее дом достроен и мы в нем живём», - рассказала ЛефтПензе жительница дома на улице Измайлова Татьяна.
Митинг обманутых дольщиков в Пензе. 2017 год.
По информации Следственного комитета, уголовное дело по факту возможного хищения бюджетных средств было возбуждено после обращения того самого председателя ЖСК «Маяковский» Александра Емелина, который сообщил о возможном хищении пяти миллионов бюджетных рублей.
Сам Юрий Крячко после появившийся в СМИ информации о возбуждении уголовного дела высказался на своей странице в facebook. С предъявленными обвинениями он не согласен.
«Поводом для данных новостей стало заявление бывшего председателя жилищно-строительного кооператива «Маяковский» о несоответствии фактически использованных строительных материалов и выполненных работ с указанными в проектно-сметной документации. ПСД была утверждена ещё в 2014 году, а к работам приступили в 2019. Некоторые заявленные в смете материалы к этому времени были сняты с производства и по согласованию с проектной организацией были заменены на современные с аналогичными характеристиками. При сдаче промежуточных этапов работ мы получали заключение технадзора, жилинспекции, минстроя, все акты выполненных работ после прохождения проверки в вышеуказанных организациях подписывал сам председатель ЖСК. Оплата производилась после подписания соответствующих документов. При сумме контракта в 313 млн. рублей было потрачено 295. Жилой дом был достроен в срок и с хорошим качеством. Аналогичная проверка [Следственным комитетом] в нашей организации уже проходила и нарушений выявлено не было. И компания, и я лично убеждены в законности своих действий и готовы отстаивать свою позицию в любых инстанциях», - написал Юрий Крячко.
В комментариях под этим постом одним из первых высказался журналист, пресс-секретарь «Бездомного полка» в 2017-2019 годах Евгений Малышев, который сам стал обманутым дольщиком, правда другой строительной компании, а именно ОАО «Пензастрой».
«Был свидетелем. Юрий Крячко делал всё, чтобы спасти дом и помочь дольщикам», - написал Евгений Малышев.
ЛефтПенза связалась с Евгением Малышевым и попросила его прокомментировать ситуацию более подробно, ведь в 2017-2019 годах, когда обманутые дольщики компаний «Пензастрой» и «Декор-Трейд» выходили на митинги, он был, что называется на передовой. И участвовал не только в многочисленных протестных акциях, но и в совещаниях, которые проводились в региональном правительстве.
«Главная задача «Бездомного полка» состояла в том, чтобы контролировать достройку восьми многоквартирных домов и по возможности её ускорять. Застройщиком на одном из таких домов был Юрий Александрович Крячко. Ещё до того, как он взял ЖК «Маяковский», я возил туда съёмочную группу телеканала НТВ, приехавшую снять сюжет для федерального выпуска новостей. Это было летом 2018 года. Дом находился в ужасающем состоянии: у него текла крыша, вентиляционные сооружения наверху были сложены из разбитых кирпичей, которые прежний застройщик возил, судя по всему, с каких-то старых коровников или складов. По сравнению с большинством проблемных домов процент готовности ЖК «Маяковский» был очень низкий», - рассказал Евгений Малышев.
По его словам, дело сдвинулось с мёртвой точки после того, как туда пришла компания Юрия Крячко.
«Тут надо сказать, что в диалоге с правительством дольщики ЖК «Маяковский» играли роль эдаких хороших полицейских и охотно принимали сценарии председателя правительства Николая Петровича Симонова. Поэтому власть старалась, чтобы они не пересекались в одних кабинетах с нами, дольщиками «Пензастроя», которые играли, так скажем, роль плохих полицейских. В результате, ЖК «Маяковский» первым ушёл в ЖСК, и Николай Петрович Симонов грозно предупреждал нас, что Крячко освоит все выделенные деньги и достроит дом, пока мы топчемся на месте и качаем свои права. Скажу честно, что в какие-то моменты мы верили Николаю Петровичу и реально боялись такого развития событий. Потому что компания Крячко работала довольно активно. И когда они начали осваивать первые четыре-пять миллионов, которые были конечно же каплей в море от общего объёма работы, это уже было гигантским прорывом после нескольких лет тишины на стройплощадках», - вспоминает пресс-секретарь «Бездомного полка».
Евгений Малышев говорит, что у Юрия Крячко, как у первопроходца, конечно, были сложности, «в том числе задержки по финансированию и какие-то очень серьёзные трения с председателем ЖСК».
«История с достройкой восьми домов была очень непростой. Но их всё-таки достроили, и дольщики благодарны всем, кто принял в этом участие. Про то, что в отношении Крячко собираются возбудить уголовное дело, я слышал ещё в октябре. Также, по моим данным, были какие-то проблемы у других строительных компаний, которые достраивали дома. И у Николая Петровича Симонова, который курировал от правительства процесс по достройке всех домов. Со всеми этими людьми мы несколько лет работали бок о бок, ссорились, грызлись, мирились, требовали отставок. Но если предположить, что «Бездомный полк» завтра снова выйдет на митинг, то требование дольщиков будет единогласным: оставьте в покое тех, кто нам помог. Я уверен, что следствие разберётся во всём без перегибов, и в действиях Юрия Александровича не найдут никакого состава преступления», - говорит Евгений Малышев.
Митинг обманутых дольщиков в Пензе. 2017 год.
Версию «серьёзных тёрок» с председателем ЖСК «Маяковский» Александром Емелиным подтвердил ЛефтПензе и сам Юрий Крячко. По его словам всё началось из-за коммерческого помещения в ЖК «Маяковский» площадью чуть более 500 квадратных метров, которые принадлежали компании Юрия Крячко по договору долевого участия. По сути он сам был обманутым дольщиком, а затем и пайщиком - собственником коммерческого помещения. Правда потом, когда «Декор-Трейд» оказался банкротом, коммерция в отличии от квартир, перешла в требования денежной очереди.
«Мы начали судиться за своё помещение, но суд проиграли. Нам в суде сказали, что наше помещение перешло в требование денежной очереди, как положено по закону о банкротстве. Потом поменялась практика в стране. Верховный суд сказал, что те, кто купил коммерческие, офисные помещения, они такие же люди и такие же собственники, которые заплатили деньги и имеют право получить своё. В итоге Верховный суд отменил решение суда первой инстанции и отправил его на пересмотр. Мы должны были там стать залоговыми кредиторами. То есть мы в денежной очереди остаёмся, но у нас есть залог на это помещение», - рассказал Юрий Крячко.
Примерно в это же время было принято решение достраивать ЖК «Маяковский» через вариант создания ЖСК.
«Больше года мы ходили по совещаниям, день и ночь там были, пытались людей убедить. Ещё до начала достройки мы видели, что дом был в ужасном состоянии, он пропадал, кровля вся текла. Нас попросило руководство области сделать хотя бы кровлю. Мы туда зашли без всякого оформления договоров и сделали кровлю, это был ноябрь-декабрь, то есть мы в последний момент успели всё сделать. А потом когда было принято решение по достройке за счёт бюджета, нужно было создать жилищно-строительный кооператив. А ЖСК нельзя создать, если там есть залоговые кредиторы. На очередном совещании в правительстве была достигнута договорённость, что мы, собственники коммерческих помещений, в суд не идём, но свои помещения получим, правда нам придётся доплатить. У меня было 500 метров, у ещё одного собственника - 500 метров, и у третьего - 1000 квадратных метров. Проходит какое-то время, на очередное совещание приходит господин Емелин и говорит, что он продал коммерческие помещения. Моё помещение в 500 с лишним квадратов он продал за 5 млн рублей», - рассказывает Юрий Крячко.
ЖК «Маяковский».
После чего Юрий Крячко обратился в полицию, так как действия по продаже помещений были явно незаконными. Как выяснилось позднее, нереально низкая стоимость помещения (около 10 тысяч рублей за квадратный метр) была обусловлена тем, что Александр Емелин фактически продал помещение самому себе, а точнее близкому к себе человеку. В конечном итоге, вопрос удалось решить таким образом: Юрий Крячко выкупил помещение обратно по такой же цене, то есть фактически дважды заплатил за одно и тоже имущество. Александра Емелина тот факт, что помещение вернулось к законному владельцу, не устроил.
«Во время строительства он какие только палки в колёса не вставлял, целые демонстрации устраивал, говорил, что мы не достроим ничего. Дело доходило до истерии, а люди и так обозлённые были. Честно говоря я устал там. Мы в процессе стройки ввели один день просмотра, то есть люди приходили по субботам, ходили по площадке, смотрели, что сделано. В апреле мы начали строить, а в декабре уже сдали дом. Мусор весь вывезли, я не знаю как до нас это строили, но так дома не строят, бардак был сплошной, никакой последовательности», - говорит Юрий Крячко.
По его словам, Александр Емелин должен был достроить коммерческие помещения до 1 сентября 2019 года. Их достройка не финансировалась из бюджета, за неё доплачивали сами собственники, в том числе и ООО «Земстройинвест». В общей сложности было собрано 30 млн рублей. При этом на достройку помещений должно было уйти где-то два-три месяца. Однако, Емелин не смог ничего сделать ни к сентябрю, ни к декабрю, когда «Земстройинвест» уже достроил весь дом, ни к началу следующего года.
Акт приёма-передачи Александр Емелин подписал только весной, при этом, оставив ряд недоделок, которые он обещал исправить. Однако, после этого председатель ЖСК на связь больше не выходил, он заблокировал Юрия Крячко в телефоне и не появлялся в офисе. В скором времени выяснилось, что Емелин продал коммерческое помещение, на тот момент уже принадлежащее физическому лицу, ещё раз. Несмотря на то, что дом был уже сдан, ЖСК не было ликвидировано, в нём на находилось шесть человек, в том числе и новый собственник помещения, который приобрёл его у ООО «Земстройинвест». Емелин собирает собрание ЖСК, на котором нового владельца помещения просто исключают из кооператива под предлогом того, что он не оплатил членские взносы. На собрании также принимается решение о том, чтобы выплатить собственнику помещения 5 млн рублей - сумму, в которую Емелин оценил стоимость помещения. Причём эта сумма не возвращается собственнику, а кладётся на депозит, так как якобы пайщики не смогли найти собственника. Сделано всё это было явно незаконно и явно противоречит Градостроительному и Жилищному кодексам, так как у помещения есть собственник и никто без его ведома не вправе продать принадлежащее ему имущество. Это тоже самое, что продать квартиры без ведома и согласия их законных владельцев. Естественно, что собственник помещения снова обратился в полицию. По данному факту было заведено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество», следствие продолжается до сих пор.
По словам Юрия Крячко после этого Александр Емелин начал строчить заявления во все инстанции, а многострадальный дом на улице Измайлова трижды проверяла комиссия в составе представителей Минстроя, Жилинспекции и других ведомств, но не каких нарушений выявлено не было. Затем Александр Емелин написал заявление в Следственный комитет, в котором указал, что была проведена экспертиза, в ходе которой выяснилось, что некоторые материалы, которые были заложены в проекте, в ходе строительства были заменены на другие. По данному заявлению Следственный комитет 9 месяцев проводил проверку.
«Замена реально была, но она задокументирована. У нас есть согласование проектной организации. К примеру, из этих пяти млн, про которые написали, 4,6 млн рублей - это стоимость теплоизоляционного материала на стояки. Подрядчик пишет нам письмо, что он сделал запрос на завод, чтобы купить этот материал, а завод отвечает, что такой материал снят с производства и предлагает другой материал по таким же характеристикам. Мы с этим письмом, с этим ответом идём в проектную организацию, они всё это изучают, потом пишут, что замена такого-то материала на такой-то согласована. И это всё обсуждалось при Емелине. Председатель правительства области Николай Симонов проводил планёрки, Технадзор был там и т.д. Ему следователи говорили: а ты куда смотрел? А он отвечал, что он ничего не понимает, ему, что подсунули, то он и подписал. Я допускаю, что он ничего не понимает, но по закону он тогда обязан был привлечь организацию, которая в этом разбирается. И он, кстати, это и сделал, у него есть официальный договор организации технического надзора за строительством с УКС города Заречный. Оттуда специалисты каждый день ходили на стройку, человек шесть, каждый по своему направлению. В итоге проверка Следственным комитетом, которая шла девять месяцев, никаких нарушений не выявила, состава преступления не нашла», - рассказал Юрий Крячко.
После чего Александр Емелин якобы пытался попасть на приём к руководителю Следственного комитета Александру Бастрыкину. Сделать этого ему не удалось, но он оставляет в приёмной Бастрыкина очередное заявление, суть которого сводится к тому, что в Пензе при достройке дома для обманутых дольщиков якобы похищены бюджетные деньги. Тема обманутых дольщиков для Следственного комитета, как красная тряпка для быка, в итоге руководитель СУ СК России по Пензенской области Дмитрий Матушкин вызвал Александра Емелина и материалы проверки достали из архива. Кстати, уголовное дело было возбуждено ещё два с половиной месяца назад и с высокой долей вероятности оно бы закончилось ничем, так как всё уже проверено и перепроверено много раз. Шумиха началась из-за публикации в одном из региональных СМИ, а затем и в местных телеграм-каналах.
Как говорит Юрий Крячко, замена одних строительных материалов на другие, это обычное дело при строительстве домов и зданий. Жизнь не стоит на месте, появляются новые, более современные материалы и в процессе строительства происходит корректировка. С этим сталкиваются даже обычные люди, которые затеяли ремонт в собственной квартире. Кроме того, часто бывает так, что подрядчик приобретает материалы дешевле, чем заложено в смете, что является экономией подрядчика. Вполне рядовая ситуация, прописанная в Градостроительном кодексе. А бывает и наоборот, когда подрядчику приходится выполнять работы, которые не учтены в смете, например, при достройке ЖК «Маяковский», подрядчик переплатил семь млн рублей за такие работы.
«В стройке всегда так: какая-то позиция дешевле, какая-то дороже, нежели чем в смете. Нам главное выйти в цену контракта. У нас контракт был на 313 млн рублей, мы построили за 295, то есть бюджет Пензенской области сэкономил ещё 18 млн рублей», - говорит Юрий Крячко.
Так кто же всё-таки мошенник? Тот кто делает доброе дело, помогает людям, попавшим в беду? Или тот кто имеет в кармане печать ЖСК и продаёт чужую собственность?
Нам нужна поддержка наших читателей.
Спасибо, что прочитали этот текст до конца. Портал ЛефтПенза создан активистами Левого Фронта в 2010 году, сейчас сайт читают десятки тысяч человек в месяц. Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь ЛефтПензе можно, перечислив пожертвование на карту «Сбербанка» 5469 4800 1199 1251
Чтобы не пропустить интересные публикации, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях vk.com, facebook.com, ok.ru, instagram, telegram, twitter, youtube |