Секретарь Пензенского горкома КПРФ, ветеран боевых действий Дим Мутигуллович Салихов выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области по избирательному округу № 4. Практически вся его жизнь связана со службой в рядах Вооружённых Сил России. Он защищал интересы нашей Родины на Северном Кавказе, в Таджикистане и Сирии, а сегодня идёт защищать интересы людей труда в областном парламенте.
- Расскажите немного о себе, о родителях, о месте, в котором родились и выросли.
- Я родился в 1975 году в крошечной деревне в Курганской области в обычной крестьянской семье. Отец работал трактористом, а мама - телятницей. Крестьянский труд был довольно тяжёлый, но достойно оплачивался, и вообще в детстве у меня было такое ощущение, что люди в деревне все счастливы. Народ тогда всегда улыбался. Даже простой субботник проходил весело, под патриотическую музыку. К нам, в нашу маленькую деревню, приезжали с концертами и самодеятельностью многие артисты и знаменитости. Чувствовалась забота руководства страны о своём народе.
Как и все в те времена, по окончанию средней школы в 1992 году, я решил продолжить учёбу, чтобы получить достойное образование. А какие грамотные и принципиальные были педагоги! У них хотелось учиться, они действительно давали знания. И если мы не успевали что-либо сделать днём, то иногда и ночью садились за учёбу, чертили, зубрили. В 1993 году с третьего курса техникума меня призвали на военную службу в ряды ВС РФ. Службу проходил в Ракетных Войсках Стратегического Назначения в Забайкальском крае в городе Чита-46.
- Забайкальский край - это суровые места. Почему решили остаться в армии?
- Да, морозы были ужасные, а мы в шинельках да кирзовых сапогах. В казарме тоже было очень холодно. Тяжело было, но по молодости тяготы и лишения воинской службы не так замечаются. Когда срочная служба закончилась, передо мной встал вопрос, что делать дальше. В стране был полнейший бардак, работать было негде, в городе зарплаты задерживали месяцами, а в деревнях её вообще не платили. Чтобы не забрасывать учёбу, я перевёлся на заочное отделение и решил продолжить службу в армии, которая в итоге продлилась 27 лет. До 1999 года служил более-менее спокойно, хотя тогда уже полыхал Северный Кавказ. Из нашей части тогда многие погибли, другие пришли инвалидами, кто-то получил психические расстройства. Меня по какой-то случайности не отправили в командировку в места боевых действий, и когда закончилась первая Чеченская кампания, я где-то в глубине души чувствовал, что я не смог исполнить свой воинский долг.
- Зато потом пришлось участвовать в военных конфликтах.
- Да. В августе 1999 года международные террористы во главе с Чёрным Хаттабом и Шамилем Басаевым напали на республику Дагестан. И вот в сентябре нас практически в полном составе части отправили на Северный Кавказ для восстановления конституционного строя и целостности Российской Федерации. Конечно, идти воевать было страшно, но практически все, переборов страх поехали выполнять поставленные задачи. Служил я там в разведке. Опытных бойцов в батальоне было мало, поэтому учились на ходу. Спустя пару недель мы воевали не хуже, а в некоторых аспектах даже превосходили опытных боевиков, которые прошли не одну войну.
Армия в то время представляла из себя жуткое зрелище. Реформы наших либеральных политиков не прошли даром, ведь в то время они считали, что незачем тратить на армию большие деньги. Вооружённые Силы тогда финансировались по остаточному принципу. Очень много было сокращено личного состава. Сокращались целые гарнизоны и войсковые части. Поэтому мы поехали на Северный Кавказ с тем, что у нас было. Нередко во время движения колонны ломалась техника, была нехватка боеприпасов и продовольствия. Но наш великий российский солдат, благодаря стойкости и героизму, с честью выполнил поставленные задачи, и уже к маю 2000-го года мы полностью освободили Чеченскую Республику от международного терроризма.
Многие думают, что на войне солдаты только и делают что воюют, но это далеко не так. Солдат ежедневно выполняет адский труд. На каждой новой стоянке мы зарывались в землю в полный рост. По несколько дней не выпускали из рук кирку и лопату, чтобы вырыть окопы и блиндажи. Нередко это происходило под шквальным минометным обстрелом. По возвращению в часть с нами произошла интересная история. На построении по поводу возвращения нас с командировки командир части официально разрешил нам ходить на службу один месяц пьяными. Это называлось в то время «реабилитация». Конечно, зря он это сделал, т.к многие так и поступили.
Спустя полтора года в торжественной обстановке мне вручили мою первую государственную награду - «Медаль Суворова» за подписью тогда ещё временно исполняющего обязанности президента Российской Федерации В.В. Путина.
Затем я служил на различных должностях, сменил несколько военных гарнизонов. Конечно доставалось и моей семье. На тот момент я был женат, рос сын. В народе говорят, что два переезда равняются одному пожару. Так вот этих переездов было пять, не говоря уж о постоянных командировках.
- После Северного Кавказа не было желания оставить службу?
- Нет. После возвращения с Северного Кавказа неоднократно писал рапорт о направлении меня в 201-ю военную базу, дислоцирующуюся в республике Таджикистан. Наконец, в 2011 году я был туда направлен. Самое тяжёлое в Средней Азии - это климатические условия. 47-50 градусов по Цельсию в тени – это обычное явление. Плюс к этому нередки были различные кишечные заболевания и гепатит А, в простонародье – желтуха.
На 201-й военной базе постоянно проходили различные учения. Дневные, ночные стрельбы с полной выкладкой. Очень часто мы выезжали на полевые выходы, в том числе для сдерживания террористов из Афганистана, которые постоянно угрожали границам Таджикистана. Там я прослужил пять лет, а в 2016 году меня перевели для прохождения дальнейшей службы на станцию Леонидовка Пензенской области.
- Но на этом спокойная жизнь так и не началась?
- Точнее она продолжалась недолго. В 2018 году я был откомандирован в Сирийскую Арабскую Республику, которая воевала не без помощи России с международными террористическими организациями. Мы там формировали и обучали моторизированную бригаду ВС САР. Климатически условия там оказались ещё хуже, чем в Таджикистане. Ливни сменялись ужасной жарой, по ночам стоял страшный холод. Временами начиналась песчаная буря, от которой тяжело укрыться. Копать окопы было неимоверно тяжело, т.к там, где я находился была каменистая местность. Но на то мы и российские солдаты, всё выдержали и стерпели. Сирийский народ очень устал от террористов, поэтому очень тепло к нам относился, при виде российских солдат они громко кричали и приветствовали нас. После выполнения всех поставленных задач я вернулся в ставшую мне уже родной Пензу. Спустя два года после возвращения из Сирии, в 2020 году, перед самым увольнением из армии мне были вручены государственные награды - «Медаль Жукова» и медаль «Участник военной операции в Сирии». В мае 2020 года я был уволен в запас в звании старшего прапорщика.
- Что было после армии? Что Вас привело в Коммунистическую партию?
- Отдохнув ровно месяц, я начал искать работу, так как на пенсию невозможно прожить. Вот тогда я окунулся во все реалии нашего дикого капитализма, когда работник работает от зари до зари, а ему платят копейки. Когда начинаешь возмущаться, любимая их фраза: «Не нравится – увольняйся, за забором очередь». Не осталось никакого уважения к простому рабочему человеку, человеку труда, который и создал всё, что сейчас имеет наша так называемая элита, бессовестно ограбившая наш народ в 90-е годы и присвоившая себе все народные предприятия. Правящая партия с успехом продолжает начатое в 90-х ограбление страны, поэтому, посмотрев на нищету простого народа, на мизерные пенсии и зарплаты, когда рабочий человек, работая по 10-12 часов в сутки, получает нищенскую зарплату, я решил вступить в ряды КПРФ.
- Спасибо за беседу. Успехов Вам в Вашей борьбе и победы на выборах!
- Спасибо. Голосуйте за Коммунистическую партию Российской Федерации.
Подпишитесь на нас в социальных сетях - vk.com, ok.ru, telegram, youtube. Для нас это очень важно. Если вы хотите нам помочь, то вы можете сделать пожертвование на карту «Сбербанка» - 5469 4800 1199 1251 |