Главная » 2021 » Март » 15 » Аллея правителей на поляне идолов
Опубликовано: 15.03.2021 в 14:14
Аллея правителей на поляне идолов

Фото Евгении Новожёниной. РИА Новости.

 

Бывшая Советская площадь Пензы, которая с подачи депутатов городской Думы от «Единой России» стала теперь площадью Соборной, в простонародье сегодня именуется поляной идолов. Только за последнее время здесь установили армянский Хачкар, памятник мифическим персонажам Петру и Февронии, памятник матери. А в скором времени здесь ещё появится и «аллея правителей» творения Зураба Церетели – бронзовые бюсты от Рюрика до Бориса Ельцина.

Говорят, что идея установить такую аллею в Пензе пришла в голову к пензенскому митрополиту. Якобы это он захотел видеть рядом с новым собором бронзовые бюсты, среди которых будут и бюсты тех правителей, которые церковь совсем не жаловали, например, Пётр I или Владимир Ильич Ленин.

Редакция ЛефтПензы представляет вниманию читателей статью руководителя регионального отделения общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации», депутата Пензенской городской Думы от КПРФ Оксаны Милаевой, которая называется: «Парад бронзовых заготовок: «Аллея правителей в Пензе».

Изначально бронзовые бюсты российских и советских правителей от Рюрика до Бориса Ельцина были установлены во дворе здания Российского военно-исторического общества. Весьма помпезное открытие при участии бывшего министра культуры Владимира Мединского, давшего этому весьма сомнительному произведению Зураба Церетели высокую оценку.

Москвичи бронзовые бюсты обсудили в сетях и оценили куда скромнее. Весьма показательны комментарии следующего характера: «У приезжих из-за МКАДа может вызвать чувство гордости. Заберите в свои самары, пожалуйста». И вот – свершилось: в Пензе вняли просьбам митрополии и сделают нам аллею правителей. Да не в каком-нибудь дворе исторического общества, а в самом центре, как символ, образ, идею города.
Что заставляет всё же довольно скептически смотреть на подарок? Особенно, если принять во внимание, что дальнейшее содержание ляжет на и без того дефицитный бюджет Пензы.

С художественной точки зрения заметна часть копирования бюстов работы Феликса Шопена, что неоднократно отмечалось. При этом копия не улучшенная. Складывается впечатление, что для бронзовых бюстов использовалась чуть ли не одна болванка с поправкой на пол и возраст. Лубочно и на одно лицо Василий II и Иван III, Борис Фёдорович и Михаил Фёдорович. Роден, Шадр, Антокольский как будто не существовали, слабая скульптурная работа: ни работы с пластикой, ни индивидуальности, ни моделировки удачной для естественного освещения. О композиции здесь говорить не приходится: она задана довольно однообразной, примитивной и откровенно скучной. Во всяком случае, на современном этапе развития искусства смотрится атавизмом. Фактически, это типовой проект, лишённый оригинальности. Само литьё, возможно, неплохое.

Вызывает недоумение и работа со шрифтом и надписями: какой это язык, какой эпохи? То «ер», то «ять», то нет ни того, ни другого, как у Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого. В ряде надписей мы видим «i», в других «и», что никак не связано с эпохами развития языка. Оставим за художником право «так видеть», но себе всё же оставим право удивляться, что в связи с такими небрежностями в надписях вдруг появились два новых императора: Екатерин и Елизавет. И чтобы убедиться, что это Екатерина и Елизавета, требуется приложить усилия. А так только и остаётся вспомнить: «В худой котомк поклав ржаное хлебо, я ухожу туда, где птичья звон».

 


Фото Виктора Полякова. al-31f.livejournal.com


Тем более этот склад бронзы подаётся как очеловеченная история, но вот с историей здесь явно недоработка. Мы уже сказали о некоем новоязе с историей никак не связанным, отметим и очевидные несоответствия при реконструкции костюмов (насколько их видно на бюстах). Что это за универсальный без изменений от эпохи к эпохе шлем/тиара/шапка? Это что – данайские шлемы на варягах? Чубатый Святослав здесь вдруг в кудрях и с уложенной бородой. Определить не представляется возможным чем вдохновлялся автор. Почему на этом головном уборе у язычника Святослава крест? Где среди правителей Екатерина I и Анна Леопольдовна? Впрочем, возможно для Пензы ещё отольют.

Да и сама концепция «история как история правителей» устарела со времён Василия Осиповича Ключевского, нашего земляка, первопроходца социально-экономической истории, а не сборника сказок. Может быть, стоило создать историческую аллею учёных поэтов, художников, граждан Пензы и сделать её символом города? Нет, нате вам правителей.

Не менее интересен вопрос: а причём здесь Пенза? Почему нам такое удовольствие выпало – аллея правителей? Если уж так хочется – давайте оставим одного Черненко, работавшего секретарём Пензенского обкома компартии, хоть какое-то отношение имеющего к Пензе.

Впрочем, Зураб Церетели сам отзывается о своем творении в период обсуждения московской аллеи на радио, что характерно «Свобода», в передаче, что ещё характернее, «Аллея тиранов»: «Я создал российскую историю. Точка!» Ну, раз создал, муниципалитеты по принуждению и покупают/принимают на баланс балласт.

Фактически, историческая достоверность деталей в работах не наблюдается, с точки зрения образовательной – тоже пользы мало, что могло бы стать каким-то аргументом. С точки зрения теории истории – тоже провал. Художественная ценность сомнительна.

 


Фото Виктора Полякова. al-31f.livejournal.com


Но вот что в этих бронзовых правителях Церетели несомненно хорошо – так это идея. И она по-искандеровски довольно проста: «Эта страна, как огромный завод, где можно ишачить и красть. Что производит этот завод? Он производит власть!». Сакральная власть, которая была в России всегда, то есть вечная власть, элементом, кусочком или вершиной которой является власть сегодняшняя. Это не история, а примитивная ценностная идеологема, не история народа, а история правителей, памятник власти самой себе. И в этом случае концепт «Гордитесь своей историей!» очевидно трансформируется в «Гордитесь правителями и уважайте власть!». Ей не надо возражать, с ней невозможно бороться, тем более смеяться, она – это содержание вашей истории, правитель – это святое, это и ничто иное наша история, культура и традиции.

К реальности всё это не имеет никакого отношения. Какова целевая аудитория данного проекта? Наверное, в XIX веке это можно было бы ещё представить, но почему теперь? Почему в современном высокоурбанизированном обществе всеобщей грамотности, где у более половины граждан высшее образование, где низкая степень религиозности, низкий уровень доверия к институтам власти возникает и внедряется концепт культуры, который безнадёжно устарел?

 

Нам нужна поддержка наших читателей.

 

Спасибо, что прочитали этот текст до конца. Портал ЛефтПенза создан активистами Левого Фронта в 2010 году, сейчас сайт читают десятки тысяч человек в месяц. Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь ЛефтПензе можно, перечислив пожертвование на карту «Сбербанка» 5469 4800 1199 1251.

 

Чтобы не пропустить интересные публикации, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях vk.comfacebook.comok.ruinstagramtelegramtwitteryoutube.

Просмотров: 633 | Добавил: Старовер | Рейтинг: 5.0 | Оценили: 5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
Лефт Пенза - информационно-аналитический портал г.Пенза © 2009-2021
Яндекс.Метрика