Главная » 2019 » Апрель » 6 » Вадим Курылёв: рок-музыка – это всегда протест
18:09
Вадим Курылёв: рок-музыка – это всегда протест

5 апреля в пензенском арт-клубе «Ламповая голова» состоялся концерт рок-группы «Электрические партизаны». Лидер группы Вадим Курылёв с 1986 по 2002 год играл в группе ДДТ, а затем создал собственную группу, которая с момента основания выпустила почти 20 студийных альбомов. Тексты песен «Электропартизан» являются антимилитаристскими и социально-протестными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на концерт пришли активисты Левого Фронта и ЛКСМ.

Общаясь с залом, Вадим Курылёв рассказал о том, что недавно он узнал, что именно в Пензенской губернии был впервые в России поднят красный флаг. Это произошло в апреле 1861 года в ходе Кандиевского восстания.

«Наверно, в том числе, именно поэтому в Пензе такое сильное левое движение», - сказал лидер группы. А ещё он заявил, что солидарен с Левым Фронтом в их борьбе с капитализмом.

 


 

Накануне концерта мы встретились с Вадимом Курылёвым и поговорили с ним о музыке и о политике.

Как бы ты охарактеризовал свои политические взгляды?

Я могу охарактеризовать свои взгляды, как антиполитические. Это понятно?

Не совсем. В одной вашей песне поётся, что «политика – это то, как ты живёшь, а не как голосуешь». Мы, как политические активисты всегда говорим, что политика везде в жизни. На наш взгляд, невозможно быть вне политики. Ты идёшь в магазин за продуктами, платишь за коммунальные услуги и должен понимать, что цена товара в магазине, стоимость коммунальных услуг зависят от политики, от той власти, которую ты выбрал.

Я не сказал, что у меня аполитичные взгляды. Я сказал, что они антиполитические. Это немного разные вещи. Аполитичные взгляды – это когда человек вообще отрицает своё участие в политике.

То есть когда он говорит: «Я вне политики»?

Да. Но я так не говорю. Я говорю, что я против политики в том смысле, в каком политика существует на сегодняшний день в мире. Вот я против этой политики. Потому, что вся эта политика, так или иначе, направлена на управление обществом. И все современные политики занимаются тем, что помогают государственным системам удерживать власть над людьми. Поэтому я не верю никаким политикам. Я верю только анархистам, а анархисты политиками не бывают. Как раз анархисты они все антиполитики.

Да, но, тем не менее, анархисты принимают участие в политических протестах. Вспомним, хотя бы Химки, где помимо акций в защиту леса, были и достаточно радикальные акции вроде разгрома администрации. Они были на той же Болотной, на Марше миллионов в 2012 году. И сейчас они зачастую выходят на митинги, хотя они не всегда сторонники «светить лицо» на политических акциях.

Это как раз выражение антиполитичности анархистов. Потому, что в данном случае они участвуют в каких-то политических процессах только против чего-то, опровергая чего-то. А политика сама по себе не может, что-то только опровергать, а она ещё и предлагает что-то. В данном случае то, что предлагают анархисты – это к политической жизни в современном обществе вообще никакого отношения не имеет. Поэтому анархисты могут участвовать в политике современной, только отвергая, что-то.

 



 

Что для тебя протест? Для нас, политических активистов, протест – это когда ты вышел с плакатом или с баннером. Музыка – это тоже определённый протест. Особенно та музыка, которую играет ваша группа, «Адаптация», «Красные звёзды», которую играл Егор Летов. Даже у Газманова была песня про свежий ветер, который пролетал и о котором он давно мечтал, в конце восьмидесятых, наверно, в начале девяностых.

Это было в перестроечное время.

Насколько музыка может быть протестной? Или вы играете просто то, что вам нравится? На твой взгляд – это протест или нет?

Вообще рок-музыка – это изначально протест: культурный, социальный. Для меня это неотделимые понятия: рок-музыка и протест.

 



 

Есть же такие рок-группы, которые протестными, никак не назовёшь. И таких достаточно много.

Есть. Но для меня это не рок-группы.

То есть, рок – это обязательно протест, вызов какой-то?

Ну, это как минимум, некая социально-выраженная позиция. А если рок-музыку использовать просто, как звуковое оформление, как просто форму какую-то музыкальную и никакой сути внутри неё нет, то это уже не рок. Некоторые пытаются рок-музыку делать развлекательным жанром.

Для этого есть попса.

Да. Но, к сожалению, в капиталистическом обществе, рок-музыку очень часто используют в развлекательных целях, в коммерческой поп-индустрии, ложно выдавая это за рок-музыку. Для меня такие исполнители рок-музыкой не являются. Это просто коммерчески ориентированные музыканты, которые нечестным образом присваивают себе некие музыкальные рок-формы. А по сути это не рок-музыка.

Ты служил в армии. А когда появилась эта антивоенная, антиармейская тема, которую вы пропагандируете в своих песнях?

Антивоенная тема всегда в нормальной прогрессивной рок-музыке присутствовала. Начиная ещё с 60-х годов, именно когда рок-музыка во всём мире вспыхнула, как культурно-социальный протест, и антивоенное движение было неотъемлемой частью рок-музыки. Во мне эта часть тоже всегда присутствовала. Просто в последние годы, когда началась такая милитаристская история и в нашей стране, и в мире, я посчитал, что антивоенная тема – это важная и актуальная сейчас тема, которую рок-музыканты должны поднимать.

 



 

Сейчас скажу банальную фразу. Тебе не кажется, что рок уже не тот? Даже во времена моей молодости, которая была не так давно, рок порождал какие-то субкультуры: панков, готов, скинхедов и т.д. Сейчас все эти субкультуры фактически ушли в прошлое, а новых не появилось. А протестной музыкой больше является рэп, чем рок. Если взять Россию, то это Noize МС, Вася Обломов, даже Face… Ты слышал его песни?

Нет.

Это современный рэп-исполнитель, которого, в основном слушают школьники. И у него такие незамысловатые тексты, типа: «Еду в магазин Gucci в Санкт-Петербурге. Она жрёт мой х…, как будто это бургер». Но последний альбом Face – это социальные песни. Я не знаю, как школьники, которые слушали эту херню про бургер, будут к этому относиться и как они поняли всё это. Но суть даже не в этом. Рэп-исполнители вот эту протестную нишу у рока забрали. Не все, конечно, есть и Тимати, который поёт «мой лучший друг – это президент Путин». То есть, рок потерял субкультуры, рок потерял протест. На мой взгляд. Может, я ошибаюсь. Как ты думаешь, почему это произошло? Или может быть это не так?

Рэп для нынешнего поколения молодёжи – актуальный жанр. В этом ничего нет катастрофического, это естественно. И то, что массово популярный жанр включает в себя какое-то социально-протестное содержание, так это нормально. И, слава богу, что это есть. В чём тут трагедия?

Нет, никакой трагедии нет.

На самом деле, рэп – это тоже достаточно протестная форма искусства и культуры. Это уличная культура, которая появилась в противовес общепринятой музыкальной культуре. С рэпом происходит то же самое, что и со многими жанрами, что произошло с рок-музыкой. Шоу-индустрия её под себя подмяла, и несколько поколений уже существует псевдо-рок, вообще лишённый каких-то социальных вопросов и моментов. Такой чисто коммерческий жанр, который выдаётся за рок. В то же время социальный рок существует. То же самое и в рэпе. Рэп настолько популярен, что естественно, шоу-индустрия, весь этот крупный мега-бизнес, интересуется рэпом, на котором можно заработать деньги. И это такие артисты, как Тимати. На западе тоже полно коммерческих рэперов. Но по большому счёту – это уже не рэп, это выродившийся в какой-то бизнес жанр, который утратил свою резкость, свою позицию, яркость, протестность. А то, что многие рэп-исполнители опомнились и всё-таки приходят к социальной сути своего жанра, это же хорошо.

Как тот же Face, о котором я говорил.

Ну да. Это во многом говорит и о том, что волнует общество. Может быть, многие артисты начинают возвращаться к социальной тематике потому, что видят, что это востребовано у слушателя. Слишком много сейчас людей, и уже новое поколение вырастает, которые видят, что не всё правильно происходит в этом мире.

Часто бывает и наоборот. К примеру, Сергей Шнуров, который вроде даже состоял в НБП (запрещённой в России экстремистской организации), а сейчас является таким музыкантом-бизнесменом. То есть и обратный процесс происходит.

Процессов полно всяких. Шнур даже не скрывает, что это бизнес. И по большому счёту к искусству – это вообще не имеет никакого отношения. Просто взята какая-то рок-форма, которая спущена до каких-то низких вкусов. Сначала он свою музыку тоже подавал, чуть ли не как протест, а потом просто стал торговать этим жлобством, потому что это пользуется успехом в массах. Когда-то давно, когда «Ленинград» стал набирать популярность, у Гребенщикова кто-то спросил, как он относится к тому, что сейчас самое новое, самое свежее, что появилось в отечественной рок-музыке, это группа «Ленинград»? А БГ тогда очень хорошо сказал, что вообще-то ничего нового в этом нет, матерные частушки всегда были популярны в народе. И это так есть. Это не протест, не искусство, а просто зарабатывание денег на каких-то низменных массовых вкусах. Даже это вкусами нельзя назвать. Не знаю даже как это назвать. На массовых низких потребностях, что ли. Он просто зарабатывает на этом деньги и всё.

 


 

Давай вернёмся к теме протеста. Некоторые отечественные рок-музыканты, тот же Гребенщиков или Макаревич, они по своим взглядам, больше либералы. Почему в роке не появляется новый Егор Летов? Может быть, даже и не в роке, а в рэп-тусовке.

Может, появятся ещё?

Рэперы, кстати тоже, больше либеральных взглядов. Тот же Noize. Почему нет каких-то исполнителей или крупных, раскрученных групп левых, социалистических взглядов?

«Гражданская оборона» тоже не была в прямом смысле раскрученной, как какой-то продукт. Это был долгий путь из андеграунда. Она долгое время оставалась андеграундной группой, в то время как многие перестроечные группы уже играли на стадионах и были массово и коммерчески востребованы в конце 80-х – начале 90-х. «Гражданская оборона» тогда была в глухом андеграунде. Они стали уже такими всенародными звёздами к 2000 году, даже после 2000 года.

Кстати, ты начинал играть в ДДТ, когда она тоже была малоизвестной, андеграундной группой. А Шевчук, как и Макаревич тоже либеральных взглядов. Причём он такой странный либерал, потому что он ещё очень верующий человек. У нас несколько лет назад был концерт ДДТ в Пензе, и Шевчук все деньги с концерта пожертвовал на строительство собора. Шевчук изначально был протестно настроен или он тоже пришёл к этому не сразу?

Советский андеграундный рок, конечно, был протестный. Только он был против советской власти протестный. Потом когда советская власть закончилась, все в основном были настроены на то, что сейчас наступит светлое будущее, за которое и боролись. Кто-то даже сидел в тюрьме и претерпел всякие гонения.

А оно не наступило.

Оно не наступило. И очень скоро многие поняли, что это тоже не то, что надо, и перенастроили свой протест уже против этой власти. Все рок группы имеют в себе какой-то социальный протест. Даже, казалось бы, философско-настроенный, одухотворённый «Аквариум», и то это была социально-протестная группа изначально. И у БГ это, так или иначе, проявляется в творчестве в течение жизни. Хотя он на баррикады никуда не лез. Не сравнить с деятельностью того же Шевчука…

… который ездил в Чечню.

Конечно, БГ не поедет в Чечню, но он, по сути, против этого тоже. «Аквариум» - это один из участников нашего проекта «Антиармия».

Что ты ждёшь от концерта в Пензе?

Настоящего рок-концерта со всеми необходимыми составляющими. Чтобы был народ, чтобы был хороший звук и чтобы был драйв с обеих сторон: и со сцены, и с зала.

 



 

Про дело «Сети» слышал?

Да, конечно.

Как музыканты, вы готовы участвовать в каких-то акциях в их поддержку? Например, концерт в поддержку «Сети»?

В этих числах, как раз в Петербурге будет концерт. Мы не попали, потому что у нас выезд. Поэтому сами сделаем, чуть попозже.
 

Левый Фронт – Пенза
 
Вы можете поддержать Левый Фронт, присоединившись к нашим группам в социальных сетях vk.comfacebook.comok.ruinstagramtwitteryoutube или перечислив денежные средства на карту «Сбербанка» 5469 4800 1199 1251
Просмотров: 387 | Добавил: Старовер | Рейтинг: 5.0/1
Лефт Пенза - информационно-аналитический портал г.Пенза © 2009-2017. Хостинг от uCoz
Яндекс.Метрика